Меню

«Менеджеры не могут оставаться друзьями с сотрудниками». Ошибки, которые учат быть лидером

Быть руководителем непросто: огромная ответственность, необходимость четко ставить задачи, непростые взаимоотношения с сотрудниками. Научиться быть боссом можно лишь пройдя через путь ошибок.

Вероника Тарен, владелица и старший консультант консалтингового агентства Maven Project Management, рассказала Fоrbes о своем руководящем опыте. Она стала боссом без соответствующего опыта, что принесло немало проблем, но также дало ценные знания. Вот какие провалы она пережила и какие уроки из них извлекла.

Ошибка №1: отсутствие должной коммуникации

Если вы передали какую-то информацию, не факт, что ее услышали и поняли, как надо. Мы наняли сторонних подрядчиков для разработки новой программы, а я должна была проследить за выполнением задачи. Скоро все пошло наперекосяк — у подрядчиков появилась куча дел, и они долго отвечали на вопросы. Начальство было очень недовольно, потому что не понимало, в каком состоянии вообще находится проект. В итоге менеджеры начали сомневаться в моей компетентности.

Что пошло не так: нужно было сразу распределить роли и обязанности в команде. Каждая сторона думала о разном, из-за чего проекту не уделялось достаточное количество внимания. Одним словом, была допущена коммуникационная ошибка.

Как ее можно было избежать: перед началом работы над каким-либо проектом нужно обязательно устраивать встречу со всеми исполнителями. Надо четко расписать все цели и задачи, а также сроки и обязанности. Обязательно стоит обсудить загруженность подрядчиков, чтобы не взваливать на них больше дел, чем они смогут потянуть.

Ошибка №2: принятие срочных решений под давлением

У вас бывали когда-нибудь такие ситуации, когда вас просят выполнить проект за нереальный срок? Оказавшись в таком положении, я не стала паниковать, а решила задействовать как можно больше людей, чтобы успеть к дедлайну. Увы, ничего хорошего из этого не вышло.

Мы быстро набросали план проекта, сделали расписание встреч для проверки статуса выполнения и приступили к работе. Через несколько недель стало ясно, что команда никак не сможет завершить проект в срок. Задания не выполнялись вовремя, а у руководства было свое видение продукта. Из-за общего напряжения я начала нанимать новых инженеров, чтобы те помогли с проектом.

Что пошло не так: из-за того, что решения принимались в спешке, все свелось к  тому, что проект пришлось отменить. Вкладывать больше ресурсов в проект, чтобы дело пошло быстрее, глупо. Обычно такие решения не приводят ни к чему хорошему — вы лишь потратите средства и подорвете уверенность команды в своих силах.

Как это можно было избежать: планирование — важнейший фактор, определяющий успех проекта. Если вы потратите время на изучение всех требований и продумывание лучшего решения, а также убедитесь в том, что вам хватает навыков и ресурсов, шансы на создание качественного продукта в срок существенно повысятся.

Ошибка №3: неправильное отношение к бывшим коллегам после назначения

Переход от члена команды к руководящей позиции — дело непростое. Когда я возглавила свою команду, в первую очередь я думала о том, как сохранить отношения с бывшими коллегами. И это было огромной ошибкой. После моего назначение на роль руководителя я заметила, что они стали относиться ко мне иначе. Мои бывшие коллеги перестали обсуждать со мной некоторые вопросы из страха получить выговор.

Я провела с каждым из них индивидуальную беседу и объяснила, что несмотря на мое повышение, наши отношения должны оставаться неизменными. Мне казалось, что это правильное решение.

Что пошло не так: я хотела, чтобы ко мне относились на равных, а в итоге подорвала свой авторитет. Подчиненные думали, что у меня к ним особое отношение, а я, в свою очередь, медлила с распределением обязанностей и выставлением дедлайнов. А еще иногда я рассказывала им слишком много в надежде завоевать их уважение.

Как ее можно было избежать: когда вас назначают на руководящую должность, вы должны понимать, что вас выбрали из-за навыков, лидерских качеств и понимания, что ваше повышение изменит существующие отношения в команде. Успешные менеджеры должны уметь принимать трудные решения, а значит, они не могут оставаться друзьями с каждым сотрудником. Ваша задача заключается в том, чтобы поддерживать и развивать свою команду, чтобы она выполняла цели и задачи компании.

Теги: лайфхаки, управление персоналом, карьера