Меню

«Менее подготовленные начнут умирать». Алексей Караваев о коллапсе, в который попали ТЦ

Алексей Караваев. Иллюстрация: Архив ДК

«Жировая прослойка оказалась не подготовлена. А в ситуации, когда еще и выручка отменяется, выжить становится совсем сложно. Этот кризис стал самым жестким из всех, которые нам удавалось переживать».

Торговые центры бьют тревогу. С 28 марта из-за угрозы распространения коронавируса им запрещено работать (исключение составляют лишь продуктовые магазины в их составе). В марте 2020 г. ТРЦ пережили историческое падение спроса на 70%, а в апреле ожидают снижения поступлений арендных платежей на 90%. Руководители торговых центров уже писали президенту РФ Владимиру Путину — в частности, просили включить торговую недвижимость в число отраслей, пострадавших из-за ситуации с коронавирусом. Уральские собственники ТЦ писали губернатору. Отдельное письмо направили руководители мебельных центров — у них в составе нет продуктовых магазинов, и их работа оказалась полностью парализована.

DK.RU поговорил с Алексеем Караваевым, директором мебельного центра «Гулливер», заместителя полномочного представителя Гильдии управляющих и девелоперов в Свердловской области о том, как выживают торговые центры, почему они оказались не готовы к новому кризису, и почему он сам отказался от зарплаты.

Алексей Караваев, директор мебельного центра «Гулливер»:

— Мы в России до середины марта всерьез не воспринимали коронавирусную инфекцию, относились к ней как к чему-то, что происходит далеко — за железным занавесом. Потом готовились к каким-то ограничительным мерам, мерам повышенной безопасности, возможному сокращению рабочего дня. Но, конечно, не рассчитывали, что нас полностью закроют. К этому мы готовы не были. Если бы я знал, что так случится, я бы некоторые затраты отложил или уменьшил, создал бы дополнительную подушку безопасности. Не хватило мне этого чутья.

В прошлых кризисах тоже были сложные моменты, но никогда деятельность не останавливалась полностью. Мы работали, и хоть какая-то выручка всегда была. Сейчас мы ничего не зарабатываем и живем только на старых запасах и на взыскании дебиторской задолженности.

Долго это продолжаться не может. Ту дебиторку, которая взыскивается во внесудебном порядке, мы исчерпали, а в судах взыскать ничего невозможно — они не работают. Да даже если и взыщем, вряд ли мы сможем что-то быстро получить, тем более что сейчас наложен мораторий на банкротство предприятий.

А откуда еще взять деньги? Есть беспроцентные зарплатные кредиты, которые продекларированы нашим президентом — чисто теоретически их можно брать. Но, во-первых, это непростая и небыстрая процедура. И банки неохотно идут на это. Во-вторых, беспроцентный кредит на зарплату — это не очень корректно сформулированная вещь.

Потому что с этого «беспроцентного» кредита я должен буду впоследствии заплатить НДФЛ и страховые взносы. Поэтому такой кредит с точки зрения субъекта предпринимательской деятельности не беспроцентный. И мне проще перевести людей на неполный рабочий день, кого-то уволить и т.д., чем воспользоваться им.

Есть меры, продекларированные в качестве помощи субъектам малого и среднего предпринимательства — выдача поддержки в виде минимального размера оплаты труда на каждого работника. Во-первых, далеко не все торговые центры относятся к малому и среднему бизнесу. Во-вторых, наши зарплаты, как правило, существенно больше МРОТ. Если мы получим эти деньги, это будет, конечно, очень хорошо, мы сможем хотя бы частично покрыть затраты, но радикально это отрасли не поможет.

Если говорить о нас, то мы выплатили людям зарплату, пока есть возможность. Те сотрудники, которые могут работать удаленно, работают удаленно. Но есть сотрудники, которые осуществляют допуск в здание, охрану, включение-отключение электроэнергии — они работают на месте. Электрики сидят дома в режиме постоянной готовности к выезду. Администраторы и охрана находятся на рабочих местах.

Мы справляемся самыми необходимыми платежами, но заморозили коммунальные платежи, все платежи с подрядчиками и временно прекратили договоры по обслуживанию всех основных технических систем здания.

Перед началом ввода ограничительных мер мы проводили собрание с арендаторами, где обсудили условия входа и выхода из карантина. И с момента, когда мы выйдем из карантина до выхода на плановую мощность (по нашим оценкам, это конец лета при условии снятия карантина в начале мая, т.к. именно к концу лета начинается сезон в мебельных продажах), мы даем 30% скидку от совокупных платежей.

Это примерно соответствует 45%-ной скидке по аренде при сохранении платежей за техническое обслуживание (это наш постоянный фикс, который мы не можем уменьшить без ущерба качеству оказываемой нами услуги, но и его мы планируем собрать после снятия ограничительных мер). Работаем с нашими подрядчиками по снижению цены, но пока о возможной экономии говорить сложно.

Мы с другими торговыми центрами Свердловской области обмениваемся информацией, мнениями. Хотя мы очень разнородные и все друг другу конкуренты, но в данной ситуации объединились и поддерживаем связь в информационном поле и советуем друг другу, как лучше поступить. И положение у всех примерно одинаковое.

Жировая прослойка оказалась не подготовлена. А в ситуации, когда еще и выручка отменяется, выжить становится совсем сложно. Поэтому этот кризис можно назвать самым жестким из всех, которые нам удавалось переживать. Это не просто рост курса валюты, не просто рост ставок по банковским вкладам и их некая заморозка — сейчас все гораздо серьезнее.

Если после апреля начнется ослабление карантинных мер, не думаю, что наша отрасль восстановится без особых потерь. Выход из такого состояния продлится минимум до конца года. Если меры продлятся на протяжении мая, предполагаю, что рынок начнет «чиститься» — менее подготовленные начнут умирать.

Какая поддержка нужна торговой недвижимости?

На имя губернатора написано письмо от торговых центров Свердловской области. Там сформулированы пожелания о снижении налогов на имущество и на землю, снижение затрат на коммунальные услуги и перенос сроков их оплаты, снижение и отсрочка налогов, которые находятся в ведомстве субъекта. И самое главное пожелание — побыстрее открыться.

Торговые центры готовы гарантировать и меры социального дистанцирования, и дезинфекцию, и обеспечивать сотрудников и посетителей средствами защиты. Особенно это касается мебельных центров. Они отличаются от классических торговых и торгово-развлекательных центров тем, что в них никогда не бывает очередей и массового скопления людей. В «Гулливере» на 20 тыс. торговых площадей не бывает одновременно более 1 тыс. посетителей — как правило, максимум 300-500 посетителей, еще плюс 200 продавцов. Это в два раза меньшая концентрация людей в помещении, чем установленная норма социального дистанцирования, причем без всякой эпидемии.

В условиях эпидемии народу будет еще меньше. Во-первых, у людей мало денег, во-вторых, больше страхов перед крупными покупками. В-третьих, введенные меры самоизоляции, которые не способствуют активным покупкам. Мебельные центры в 90% случаев работают как выставочные центры.

Продажи непосредственно из торгового зала есть, но они крайне редки — мебель чаще всего покупают под заказ, а мебельный центр — это место консультаций, выбора образцов, обсчета, заключения договора. И последующей дистанционной доставки. Это нечто среднее между классическим и интернет-магазином. И от мебельных центров мы написали отдельное обращение губернатору с просьбой открыть нас в силу всех этих обстоятельств.

Мы везде говорим, что с точки зрения эпидемиологической безопасности мебельный центр в разы безопаснее любого общественного здания, продуктового магазина и т.д. У нас никогда не бывает ажиотажа. Кроме случаев проведения акций, но в таких условиях мы их, конечно, проводить не будем.

По нашему обращению по снижению налоговых ставок частично меры уже приняты, хотя дело двигается достаточно медленно. Понятно, что государственная машина не может реагировать мгновенно, и требуется взвешенный подход в предоставлении льгот, иначе потом неоткуда будет брать деньги на дальнейшую поддержку. Такие меры нужно предоставлять постепенно. И они предоставляются. У нас есть распоряжения губернатора, в которых прописываются меры и ответственные за их выполнение, но это пока только поручения. Нормативного характера большая их часть не имеет.

Сейчас заканчивается апрель, наступает время оплаты важных налогов — налога на прибыль, налог на имущество и плата за аренду земельного участка. И мы не понимаем, надо их платить сейчас или нет.

Если платить их все-таки надо, тогда нам будет уже не до зарплат. Если их можно будет перенести, мы попытаемся выплатить зарплаты полностью. Поэтому пока ежедневно мониторим распоряжения губернатора и правительства РФ и Свердловской области.

Как будет развиваться ситуация?

Я смотрю, что происходит в Европе. Там карантинные меры начинают постепенно ослаблять. В России такие меры начали вводить позднее примерно на месяц (в зависимости от разных стран). И надо понимать, что у нас ситуация развивается не так, как в Европе. По крайней мере, по диагностированным случаям (если не брать в расчет теории заговора, приверженцы которых считают, что заболевших гораздо больше, чем говорит официальная статистика), у нас все не так запущенно, как в Италии или Испании.

Нам, чтобы выйти из этой ситуации, нужно будет меньше времени. Поэтому я надеюсь, что к середине мая мы начнем потихоньку работать. Безусловно, с ограничениями, дополнительными требованиями, но постепенно карантин будет ослабевать.

Пока, конечно, судя по нарастанию уровня заболеваемости, особенно рассчитывать на это не стоит. Но и меры защиты усиливаются. Поэтому будем надеяться, что скоро заболеваемость пойдет на спад. А в таком случае и ограничительные меры будут ослаблять.

Я стараюсь поддерживать коллектив своим оптимизмом. Говорю сотрудникам: ребята, даже если мы сейчас чего-то недополучим, я сделаю все, чтобы зарплата из всех затрат пострадала в последнюю очередь. Но если она и пострадает, мы это наверстаем в ближайшем будущем. Нужно чуть-чуть потерпеть, а дома это делать легче, чем в условиях непрерывной работы. И все будет хорошо.

Тем более, мы сейчас зарплату выплатили, и я демонстративно от своей доли пока отказался, чтобы показать, что сотрудники для меня сейчас в большем приоритете, чем даже моя семья. Тут я немного лукавлю, потому что моей семье есть на что жить, а у многих моих сотрудников — ипотеки, кредиты, затраты на учебу. Но такие шаги тоже важны для психологического состояния коллектива.

Коллектив в текущем моменте — это самое важное. И быстрее всего из кризиса выйдут те, кто сумеет сохранить команду, настрой и отношения с арендаторами — доверительные и основанные на взаимной выгоде. Мы к этому готовы и, надеюсь, к концу лета будем этот кризис вспоминать как легкое недоразумение, которое произошло в нашей жизни.