«Следуя этому небольшому списку и выполняя все советы внимательно и точно, не упуская при этом важных деталей, можно стать одним из худших руководителей за достаточно короткий срок».
Кристина Кучерова, senior database engineer в компании Distillery, в своем блоге на Habrahabr.ru составила список вредных советов для руководителей. DK.RU публикует материал с разрешения автора.
— Сборник вредных советов, составленный по собственным ошибкам и ошибкам моих руководителей, а также руководителей друзей и знакомых.
Достаточно печально наблюдать, как люди наступают на одни и те же грабли снова и снова. Вдруг кто-то поймает себя за хвост с помощью этой публикации или сможет поменять модель поведения.
1. Не уважайте мнение экспертов. Хотя, какие там эксперты. Вы же их начальник, а значит и главный эксперт. Во всем! Ваше мнение самое верное! Ваш специалист что-то предлагает? Нахал! Как он может?! Ведь вы лучше знаете, как сделать! Высмейте его прилюдно и приведите убийственные аргументы, доказывающие, что его идея — плохая. Не хватает аргументов? Надавите авторитетом. Всегда найдутся разумные, думающие о своей карьере и лояльные бизнесу люди, которые вас поддержат.
Последствия: скорее всего, такая ситуация приведет к тому, что ваши эксперты перестанут высказывать свое мнение. Инициативы не будет ни от кого, ну может, только от новеньких, пока они не усвоят правила. Некоторые уйдут. Обычно даже самый высококвалифицированный руководитель не может быть экспертом во всем. А вот сотрудник как раз может быть экспертом в своей области. Вы ведь за это его и наняли, верно?
2. Относитесь к людям как к нерадивым рабам. Они же такие и есть. Даже, если человек кажется вам полным классных идей на этапе собеседования, когда наймете его, относитесь как ко всем: не забывайте проверять, желательно без предупреждения, чем он занят, пусть распишет, зачем он это делает. Обоснует — а то вдруг он разбазаривает время, за которое ему платят. Все еще проявляет инициативу? Еще больше контроля в его действиях (смотри пункт 1)!
Последствия: поразительно, но то как человек ведет себя, и то, как ведут себя с человеком имеет обоюдные последствия.
Вспомните про эксперимент по замене внутренней мотивации на внешнюю:
Дети играли в футбол во дворе. Дедушке это не нравилось. Дедушка был умный. Он вышел к детям и сказал, что они прекрасно играют и что он теперь будет им платить по доллару. Так продолжалось неделю. Потом он сказал, что играют они прекрасно, но его положение ухудшилось и он может платить только 50 центов. Через неделю он сказал что может платить только 10 центов и дети сказали, что за 10 они играть не готовы.
[Пример был в курсе «Стратоплан», к сожалению, не помню ссылку на первоисточник] Постоянно пиная сотрудника, руководитель получает либо заявление на стол (от крепких орешков), либо постепенное снижение внутренней мотивации сотрудника. Ведь специалиста не надо проверять. Он к вам пришел работать, потому что считает важным, то дело, которое вы ему предложили. Проверяя его по поводу и без, вы меняете его внутренний контроль и требования к себе — на внешний.
Исключение: на мой взгляд, исключение составляют низкоквалифицированные сотрудники, которые пришли к вам «перезимовать» или пересидеть, пока другой работы не подвернулось. Но это не относится к сотрудникам ИТ-сферы и других «мозготребовательных» специалистов.
3. Убивайте увольняйте за ошибки. Именно тогда люди перестанут ошибаться. Если человек нашел ошибку — устройте разбор полетов: кто ее допустил. Виновные должны быть наказаны! Ну, если человек сам нашел свою ошибку — накажите его! Справедливость во всем — вот девиз настоящего руководителя!
Последствия: люди будут все больше и больше бояться проявить инициативу — тогда это будет НЕ их ошибка. Кроме того, ошибки будут пытаться скрывать. Вы как руководитель будете получать информацию позднее, а то и не получать ее вовсе. Подумайте, к этому ли вы стремитесь?
4. Унижайте людей. Лучше с публичной демонстрацией. От этого они становятся только усерднее. Всячески стремитесь показать свое превосходство. Ваши идеи лучшие. Вы лучший. Высмеивайте своих подчиненных и показывайте — какие они некомпетентные идиоты и с кем вам приходится работать!
Последствия: вы сплотите коллектив против себя. Они будут друг друга поддерживать, сочувствовать и называть вас «за глаза»… в зависимости от изысканности фантазии ваших сотрудников. Возможно, вы обзаведетесь целым рядом интересных и занимательных прозвищ. Ну и конечно, идиотом будут считать именно вас. Вы ведь именно этой цели добивались? Разве нет?
5. Не признавайте собственные ошибки. У вас их просто не может быть. Вы идеальны. Это нерадивые рабы, что-то не так поняли. Что? Есть от вас письменное распоряжение? Это подлог! И наоборот — все удачные моменты произошли, потому что вы как чуткий руководитель направили сотрудников по правильному пути. А они еще упирались!
Последствия: непризнание заслуг лишает экспертов приятной вишенки на торте. Признанием того, что эксперт полезен для организации. Вы забираете это все себе? А зачем оно вам? Вы же и так уверены в себе, не так ли?
6. Не благодарите. Никого и никогда. Они же делают свою работу верно? Получают за это деньги. Спасибо — это лишнее!
Последствия: ну тут сплошные плюсы. У вас экономится уйма времени — ведь не надо будет говорить «спасибо». Вообще, благодарность в деловом этикете — это что-то устаревшее. Вас же никто не благодарит. Кстати, интересно почему...?
7. Меняйте свои планы без объяснений. Будьте непредсказуемым. Что? Они уже выполнили 90% процентов вашего распоряжения и потратили на это полгода? Вы не говорили этого делать! Вы, может, размышляли вслух. Ну что за бараны! То, что надо — не делают! То, что не надо — делают!Еще и время потратили зря!
Последствия: вот тут есть тонкий момент — помните, вы просили Васю и Петю ради этой задачи поработать на выходных? Ах, ну конечно же, не помните, ведь это такая мелочь. А потом еще в отпуск Петю не пустили, потому что надо было срочно доделать? Вот теперь и Вася и Петя знают, что они делали это абсолютно зря. Как думаете, будут ли они это делать в будущем? Понятно, иногда проекты отменяются из-за изменившейся ситуации на рынке. В этом случае надо постараться, чтобы не только вы, но и Вася и Петя это поняли, то есть причины, почему они работали в выходные и в отпуск, а теперь это надо выбросить на помойку!
8. Экономьте на средствах разработки, мониторах, офисе — на всем!
Последствия: у вас работают высококвалифицированные специалисты, и так как рынок диктует зарплату, то экономить на ней не получается. Сэкономив на средствах, вы, скорее всего, увеличите время, которое разработчик будет тратить на работу. То есть вы сэкономите на втором мониторе, но заплатите эти же, а то и в два раза большие деньги, в качестве зарплаты разработчику за то, что он мог бы сделать быстрее, будь у него достаточно оборудования и/или ПО для ускорения процесса разработки.
Следуя этому небольшому списку и выполняя все советы внимательно и точно, не упуская при этом важных деталей, можно стать одним из худших руководителей за достаточно короткий срок.