Меню

Местные коллекторы теряют банковский рынок

эксперты Елена Докучаева генеральный директор федерального агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн» (Москва) Елена Завьялова директор частной юридической конторы «Юрико» Константин Казанцев начальни

Екатеринбургские коллекторы говорят, что процент невозврата банковских кредитов растет, но доля проблемной банковской задолженности в их портфелях снижается. Местные кредитные учреждения предпочитают использовать собственные службы взыскания, а многие федеральные банки отдают задолженности аффилированным московским коллекторским компаниям. Поэтому екатеринбургские агентства вынуждены осваивать новые рынки сбыта своих услуг.

эксперты
Елена Докучаева
генеральный директор федерального агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн» (Москва)
Елена Завьялова
директор частной юридической конторы «Юрико»
Константин Казанцев
начальник службы безопасности коммерческого банка «ГРАН»
Евгений Шестаков
генеральный директор группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С»

Какой процент просроченных долгов коллекторы способны вернуть
Сколько коллекторы берут за работу
Почему банки не отдают взыскание долгов сторонним фирмам
Как применить коллекторский подход в ЖКХ

Генеральный директор группы правовых компаний «ИНТЕЛЛЕКТ-С» ЕВГЕНИЙ ШЕСТАКОВ вспоминает: «В 2004 г. московский коллега подал нам хорошую идею — посмотреть на банковские долги как на перспективный бизнес. Для России мысль была новой, кредитование только развивалось, в то время как на Западе услуги по взысканию долгов давно были хорошо освоены». Вскоре на базе юридической фирмы «ИНТЕЛЛЕКТ-С» было открыто одноименное коллекторское агентство (КА). Ставку сделали на работу с банковской задолженностью — создали методологию взысканий однотипных бесспорных долгов граждан по принципу конвейера. Чтобы поставить услуги на поток, заказали специальное программное обеспечение — это ускоряло и удешевляло процесс: стандартную схему взыскания могли освоить даже студенты-третьекурсники.

Первыми клиентами коллекторского агентства стали банк «Ренессанс Капитал» и кредитный потребительский кооператив граждан «Союз Кредит». Чтобы привлечь следующих заказчиков, КА «ИНТЕЛЛЕКТ-С» стало проводить обучающие семинары, рассчитанные на сотрудников банков и начинающих коллекторов. Г-н Шестаков: «География слушателей была широкая — Тюмень, Уфа, Москва, Санкт-Петербург, даже из Казахстана приезжали. Банки активно выдавали кредиты, а возвращать их не умели. Процент невозврата рос, приходило понимание, что пора что-то делать. После обучения, ознакомившись с технологией взыскания, в агентство обращались новые заказчики».

Однако через некоторое время семинары дали и отрицательный эффект — появилось много конкурирующих коллекторских агентств, а банки стали создавать собственные службы взысканий. «Сейчас рынок меняется», — признает Евгений Шестаков. Причем не в лучшую для коллекторов сторону — сегмент взыскания долгов банков, по его оценке, оказался перенасыщен.

Количество коллекторов растет вслед за кредитованием

Новая для России ниша коллектор­ских агентств заполнялась стремительно. В Екатеринбурге наряду с «ИНТЕЛЛЕКТ-С» появлялись и другие местные игроки, заходили федеральные компании. В 2005 г. Владимир Сидоренко, директор частного охранного предприятия «Альфа-Е», и Виктор Сорин, бывший руководитель коллекторской службы банка «Русский стандарт», учредили Агентство по сбору потребительских долгов (см. «ДК» № 42 от 14 ноября 2005 г.). В июле 2005 г. здесь появился филиал московского Финансового агентства по сбору платежей. В октябре 2006 г. федеральное коллекторское агентство «Секвойя Кредит Консолидейшн» открыло филиал в Екатеринбурге (см. «ДК» № 24 от 26 июня 2006 г.). Из федеральных игроков в Свердловской области присутст­вуют также долговое агентство «Пристав», «Русдолгнадзор» и др.

Рост числа коллекторов напрямую связан с развитием кредитования. С 2002 по 2005 г., по данным Уральского банковского союза, объем потребительского кредитования в области увеличился более чем в 15 раз — с 2 до 32 млрд руб. Как оценивают эксперты, росли и суммы проблемных долгов. ЦБ РФ отмечает, что объем просроченной задолженности по УрФО на 1 июля 2007 г. только по кредитам физическим лицам достиг 9 млрд руб. Евгений Шестаков: «В 2006 г., по данным Центробанка, невозврат равнялся 4-5% от объема выданных кредитов. Но процент, который банки отражают в отчетности для ЦБ, занижен. Кредитные учреждения не оглашают реальных цифр, поскольку обязаны формировать резервы, равные невозврату, т. е. изымать серьезные средства из оборота». «ИНТЕЛЛЕКТ-С» констатирует, что невозврат в ряде банков доходит до 50%.

ЕЛЕНА ДОКУЧАЕВА, генеральный директор агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн», называет две причины роста просрочек по кредитам: «С одной стороны, банки снижают требования к заемщикам, кредитуют все более высокорисковые сегменты клиентов. С другой стороны, влияет и низкий уровень кредитной культуры населения». Многие заемщики по-прежнему не умеют планировать свой бюджет в долгосрочной перспективе и иногда не понимают условий кредитного договора, отмечает г-жа Докучаева.

Коллекторским агентствам обычно достается от банков старая проблемная задолженность. По словам Елены Докучаевой, при небольшом сроке задолженности (до одного-двух месяцев) кредитные учреждения работают с ней самостоятельно, так как в этот период доходы от взыскания гораздо выше расходов на него. Когда просрочка превышает три-шесть месяцев, кредитору необходимо применять более активные, а значит, и более затратные методы работы: выезды, длительные телефонные переговоры и т. п. Банк может, оставив долги на своем балансе, передать коллектору только функцию их взыскания как агенту. Г-жа Докучаева: «При дальнейшем увеличении срока затраты банка на взыскание начинают превышать доходы от полученных сумм. Наступает момент, когда ему выгодно продать такие долги». Евгений Шестаков говорит, что его агентст­во работает с долгами со средним периодом просрочки в 360 дней, при этом банки передают пакеты с числом должников от десяти человек до тысячи. Суммы также разные: от 10 до 500 тыс. руб. на человека. «Когда мы только начинали, мы хотели брать самые жирные долги — до полумиллиона на человека. Оказалось, что взыскивать их сложнее всего: заемщику сразу не найти такую сумму. Эффективнее работать со множеством маленьких долгов (до 30 тыс. руб.) по потребительским кредитам, полученным через карты или оформленным в местах продаж», — делится опытом г-н Шестаков. Взыскания по маленьким суммам, отмечает он, могут достигать 40%, в то время как в среднем по банковским кредитам агентства взыскивают около 20% от общей суммы долгов. По данным «Секвойи», до 85% от общей суммы взыскания агентству удается получить на досудебном этапе.

Долги достаются федералам или остаются в банках

Несмотря на рост кредитных портфелей банков и объемов просроченной задолженности, местным коллекторским агентствам достается все меньше долгов. «Наши доходы падают, — рассказывает Евгений Шестаков. — Банки отзывают свои заказы на взыскание долгов. За лето количество должников по банковским кредитам, с которыми агентство ведет работу, уменьшилось на 20%. Причем кредитные учреждения не только снижают объем заказов, но и отказываются от коллектор­ских услуг вообще». Например, недавно с «ИНТЕЛЛЕКТ-С» перестал работать банк УРАЛСИБ, доля взыскания по которому достигала рекордных 40% от суммы переданной задолженности. Уход УРАЛСИБа, по словам г-на Шестакова, связан с созданием собственной коллекторской службы. В кредитном учреждении, в свою очередь, предпочитают не комментировать вопросы, касающиеся взысканий.

Большинство местных банков решают проблему невозвратов с помощью своих служб безопасности (СБ). Константин КАЗАНЦЕВ, начальник службы безопасности коммерческого банка «ГРАН», поясняет, что кредитное учреждение не работает с коллекторскими агентствами: «Мы тщательно проверяем клиентов до заключения с ними кредитных договоров, это позволяет отсекать максимальное число потенциальных мошенников и других недобросовестных заемщиков и свести к минимуму рост объема просроченной задолженности». Если заемщик все же нарушает график платежей, с первого дня просрочки с ним работает сотрудник управления розничного кредитования: напоминает о необходимости платежа, выясняет причины задержки. Г-н Казанцев: «По истечении 30 дней, а иногда и раньше, с недобросовестным заемщиком начинает работать служба безопасности банка, используя все законные методы и способы воздействия для возврата долга». По словам Константина Казанцева, Гранкомбанк не сотрудничает с коллекторскими агентствами, поскольку существуют проблемы по линии законодательного регулирования их деятельности (речь идет о необходимости выполнения банками требований статьи 26 «Банков­ская тайна»). В кредитном учреждении отмечают, что с существующим объемом долгов СБ успешно справляется самостоятельно. Банки — сторонники собственных служб по взысканию долгов убеждены, что такой подход дешевле: коллекторы берут за свою работу 20-40% от суммы взысканного долга.

Вторая причина оттока из местных КА клиентов — переход последних в крупные московские структуры. У федеральных компаний проблем с заказами не возникает. Обычно они заходят в регион вслед за своими клиентами — крупными банками — и автоматически получают базу должников, проживающих на территории области. Елена Докучаева: «Серьезные игроки, в числе которых и наши клиенты, уже пришли в регион и продолжают активную экспансию. Поэтому, спрогнозировав интенсивный рост просроченной задолженности по кредитам, выданным нашими клиентами в Свердловской области, мы открыли филиал в Екатеринбурге». Имена заказчиков «Секвойя Кредит Консолидейшн» не разглашает, отмечая, что среди них филиалы крупных московских банков и страховых компаний, несколько местных организаций, активно работающих на региональном рынке розничного кредитования. Сейчас портфель агентства только по Екатеринбургу достигает примерно $10 млн.

Региональные коллекторы, впрочем, пока находят клиентов в банковской среде столицы Урала как среди местных кредитных учреждений, так и среди федеральных. Например, в клиентской базе «ИНТЕЛЛЕКТ-С» сейчас десять банков, в том числе местные — Уральский Банк Рекон­струкции и Развития, КБ «Драгоценности Урала», а также федеральные — «Хоум Кредит энд Финанс Банк», «Ренессанс Капитал». Сторонники передачи долгов на аутсорсинг убеждены, что процент взысканий у агентств выше. Коллекторы заинтересованы вернуть как можно больший объем долгов, поскольку вознаграждение напрямую зависит от взысканных сумм. Еще один плюс — аутсорсинг положительно влияет на репутацию. По мнению экспертов, собственное агентство способно негативно отразиться на имидже банка. У клиента может сложиться впечатление, что в этой организации выколачивают долги, а не предоставляют деньги. И хотя все банки занимаются работой с должниками либо сами, либо через агентство, многие из них предпочитают не афишировать это направление деятельности. «Мы не хотим, чтобы имя банка было связано с любыми высказываниями о коллекторах», — говорили «ДК» представители кредитных организаций, отказываясь от комментариев.

Местные коллекторы ищут новые рынки сбыта

Поскольку портфель заказов екатеринбургских коллекторских агентств снижается, они присматривают новые рынки, где можно применить наработанный опыт и отточенную технологию взыскания. Долги появляются там, где компании отпускают товары или услуги в кредит, с рассрочкой платежа. Коллекторы стали сотрудничать со страховщиками, операторами связи, провайдерами Интернет. Последний тренд — работа с долгами ЖКХ и досудебное взыскание долгов с юридических лиц.

Новые направления коллекторы считают перспективными. К примеру, в марте 2007 г. частная юридическая контора «Юрико» заявила об открытии Агент­ства по сбору коммунальных платежей. Фактическая работа с долгами физических лиц началась почти на год раньше, рассказывает ЕЛЕНА ЗАВЬЯЛОВА, директор «Юрико»: «К нам обратился давний клиент — Олег Кабанов, глава МО «Рабочий поселок Малышева». Он поделился проблемой, что население не оплачивает коммунальные услуги. Мы встретились с представителями ЖКХ этого поселка и получили первый заказ». Вскоре в фирму стали обращаться и другие предприятия коммунального хозяйства. Поэтому в компании решили набрать штат сотрудников и открыть коллекторское агентство. Сейчас среди клиентов «Юрико» и Агентства по сбору коммунальных платежей — УК и ОЖЭКи Кировского и Верх-Исетского районов, предприятия коммунального хозяйства нескольких муниципальных образований области и даже управляющие компании г. Кизел и Губахинского района Пермского края. Г-жа Завьялова: «У нас в работе находится задолженность на общую сумму 89 млн руб. Это свыше 9 тыс. лицевых счетов, т. е. квартир-должников». Задолженности начинаются с 1,5 тыс. руб. на квартиру. На максимально возможное взыскание по одному пакету должников (в среднем это 500-700 лицевых счетов) уходит восемь-десять месяцев работы. Процент взысканий в ЖКХ гораздо выше, чем по банковским долгам. Он достигает 50-65% по одному предприятию, из них 15-30% коллектор берет за свои услуги.

Рынок ЖКХ достаточно перспективный. По сведениям Елены Завьяловой, долг населения области за коммунальные услуги равен 3,2 млрд руб. и лишь с 10% от суммы долга работают коллекторы. Однако руководители жилищно-коммунальных предприятий пока неохотно идут на сотрудничество, несмотря на то что по истечении трех лет (срок исковой давности) получить деньги с должника почти невозможно. Коммунальщики просто списывают накопившиеся долги, возмущается г-жа Завьялова: «Затем вместо взысканий идут в администрацию со слезами на глазах просить дотации на оплату услуг поставщиков. Благо в Свердловской области бюджет пока профицитный, поэтому обычно начальник повозмущается, но сделает заявку в Минфин области, и деньги дадут».

КА «ИНТЕЛЛЕКТ-С» в качестве нового направления выбрало корпоративное коллекторство — досудебное взыскание долгов юридических лиц. Евгений Шестаков: «Недобросовестность в бизнесе у нас считается приемлемой практикой. Я знаю массу случаев, когда один предприниматель, например, отгрузил другому товар без предоплаты и не может получить причитающиеся деньги. Раньше мы направляли таких клиентов в нашу юридическую службу, которая решала дело в арбитраже и в службе судебных приставов-исполнителей, сейчас же подход изменился». В качестве главного инструмента досудебного взыскания на рынке b2b г-н Шестаков решил использовать деловую репутацию компании-должника. Агентство намерено регулярно проводить пресс-конференции на тему «Недобросовестность в бизнесе», где будет оглашать названия фирм-нарушителей и имена их руководителей. Первая конференция намечена на 23 октября. Как ожидает Евгений Шестаков, некоторые компании предпочтут отдать долги, чтобы сохранить наработанную годами деловую репутацию. «Если нарушитель подаст на нас в суд, то он не сможет его выиграть, потому что мы будем оглашать только те сведения, которые подтверждены документами идеально», — добавляет г-н Шестаков. За услуги «ИНТЕЛЛЕКТ-С» рассчитывает брать 30% от полученных кредиторами сумм.

Рынок будет развиваться по западному образцу

Елена Докучаева полагает, что рынок коллекторских услуг будет развиваться по европейской модели — федеральные заказы достанутся крупным агентствам, каждого клиента с широкой филиальной сетью будет обслуживать один коллектор, имеющий многочисленные представительства в разных регионах.

В итоге количество коллекторских агентств, работающих с банками, в Екатеринбурге станет снижаться. Как прогнозирует Евгений Шестаков, с рынка уйдут мелкие игроки, которые уже сейчас готовы работать за 10-15% от суммы взыскания. Долго продержаться с такой низкой маржой они, считает г-н Шестаков, не смогут.

С другой стороны, как федеральные, так и региональные агентства будут расширять спектр услуг, убеждена г-жа Докучаева: «Европейские агентства не только работают со всеми типами задолженности (долги физических и юридических лиц, обеспеченные и необеспеченные долги и т. д.), но и предоставляют комплекс сопутствующих услуг (аналитические исследования, профилактика возникновения задолженности и пр.)».

Одним из распространенных направлений деятельности коллекторов в столице Урала должно стать взыскание долгов ЖКХ. Елена Завьялова уверена: число коллекторских агентств, работающих в сегменте коммунальных долгов, будет расти. «Управление коммунальным хозяйством постепенно переходит из рук муниципальных предприятий к частным управляющим компаниям. Частник не потерпит пренебрежительного отношения к деньгам. Долги будут взыскивать. Вслед за спросом появится и предложение», — полагает г-жа Завьялова.

Клиентская база у коллекторов будет всегда, подытоживает Елена Докучаева, это доказывает долгий путь развития и интенсивный рост европейского рынка. В том числе останутся и заказы в банковской сфере. «Усовершенствование банковской системы выдачи кредитов лишь снижает, но не исключает количество случаев невозврата и мошенничества», — уточняет г-жа Докучаева.

Коллекторское агентство — агентство, оказывающее услуги по возврату задолженности.
Однотипная задолженность — некое множество долгов, возникших из одного или похожего основания (кредит, заем, товарный кредит).
Бесспорная задолженность — долг, существование и размер которого невозможно оспорить.