Маргарита Шипицына, президент Региональной некоммерческой ассоциации независимых хлебных товаропроизводителей. Количество пекарен в Екатеринбурге продолжает неуклонно снижаться. Если в 1999 г. их б
Маргарита Шипицына, президент Региональной
некоммерческой ассоциации независимых хлебных товаропроизводителей.
Ранее при проектировании мы руководствовались «Временными нормами технологического проектирования». Там было сказано, что «пекарня — это хлебопекарное предприятие с производительностью до 15 т, свыше — завод». Но в 1996 г. вышли новые Санитарные правила и нормы (СанПиН), в которых утверждался показатель 3 т.
Сильно по пекарням ударил СанПиН от 2003 г. о санитарных и защитных зонах. Согласно ему запрещается открывать производство хлеба в пристроях. Это должно быть отдельно стоящее здание, находящееся на расстоянии 50 м от других. Но таких в городе просто нет! Из старого документа изъяли одну фразу — про предприятия с производительностью свыше 15 т. Выходит, никакая пекарня не может быть открыта в городе. Нас включили в один реестр с кладбищами и зверофермами! 16 января 2005 г. я сообщила об этих недоработках на консультативном совете Минздрава России, руководитель департамента сделал «большие» глаза, когда до него дошло, что получился такой документ.
В октябре 2005 г. на заседании консультативного совета в Рязани Геннадий Онищенко, главный санитарный врач России, сказал, что вносить изменения в этот документ не будет, поскольку формируются новые технические регламенты, а в них это уже учтут. Однако новые стандарты еще не приняты, а СанПиН действует. Сколько так будет продолжаться — неизвестно.
Еще одно препятствие на пути создания нового пекарного производства — многочисленные необходимые согласования. В мае 2003 г. я получила в аренду помещение, в котором собиралась открыть учебную пекарню. Уже в июне мы завезли оборудование. Производство планировали запустить в ноябре. Но примерно в это время вышел СанПиН, запрещающий создание пекарен в пристроях. И только после того, как я собрала подписи жителей поселка, СЭС дала мне разрешение — в порядке исключения. Раньше очень много жалоб было на длительную регистрацию. Теперь она занимает неделю, а вот на согласования уходит больше года. Пекарню мы смогли запустить в январе 2005 г., но затем еще полгода шла экспертиза проекта. Необходимо было получить документы от пожарных, гигиеническое разрешение на производство, разрешение на промышленное использование газа. Вся беда в том, что согласования идут поэтапно: ты ждешь одной подписи минимум неделю, но без нее дальше двигаться не можешь. Всего проходишь более 100 согласований!
СЭС требует предоставить соглашения на вывоз мусора, утилизацию ртутных ламп, договор на автотранспорт с организацией, имеющей лицензию. И даже если я еще не работаю — договор уже должна иметь. Я, может быть, вообще намерена купить автомобиль и доставлять товар самостоятельно — что мне делать в этом случае? В результате малые предприниматели вынуждены заключать фиктивные договоры, отдавать за это огромные деньги, чтобы формально все условия были выполнены. Мало кто может потянуть подобные расходы.
К сожалению, в нашем городе хлебопекарни не поддерживаются. 29 ноября я была на проходившем в Совете Федерации круглом столе, посвященном вопросам хлебопечения. И там приводились примеры областей, где хлебопекарням предоставляются льготы по коммунальным платежам, снижаются ставки арендной платы.
Мне думается, что всем заинтересованным сторонам необходимо договориться: к примеру, часть документов можно было бы требовать после начала работы производства. Следует и четко регламентировать нормативные акты. Не редки случаи, когда за перечнем обязательных бумаг следует приписка «и т.д.». А значит, чиновник может запросить любые документы!
Если сегодня не принять меры по поддержке малого производителя, то вскоре мы можем лишиться традиционного хлеба на прилавках.
МНЕНИЕ ЗА
Евгений Копелян
председатель
Комитета
по развитию малого предпринимательства Свердловской области:
К сожалению, проблемы, о которых идет речь, действительно существуют: многие требования СанПиН устарели. Впрочем, это касается не только СанПиН, но и других норм. Несовершенные нормативы и правила мешают развитию и малого, и даже крупного бизнеса.
Новые регламенты вводятся медленно, и нередко количество согласований, которые требуются, чтобы открыть производство, очень значительно. Особенно для тех, кто работает с продуктами питания.
Есть и иной аспект проблемы административных барьеров: не все процедуры, которые предпринимателям необходимо проходить во властных структурах, устроены эффективно. Иногда процессы лицензирования усугубляются неправомочными действиями чиновников или представителей контролирующих органов.
Мы рассматриваем обращения предпринимателей о правонарушениях со стороны органов власти, но для этого требуется официальное заявление. Только при наличии такого документа мы можем помочь в разрешении конфликтной ситуации.
МНЕНИЕ ПРОТИВ
Вячеслав
Архангельский
главный специалист по малому бизнесу Комитета по промышленности, науке, связи и информационным технологиям администрации г. Екатеринбурга:
— Проблема с сокращением числа хлебопекарен, безусловно, существует. Но я не соглашусь с уважаемой Маргаритой Ивановной, что «в нашем городе хлебопекарни не поддерживаются». Приведу примеры: в 2005 г., благодаря нашему содействию, малое предприятие «Оргтрудхлебопродукт» получило кредит в сумме 250 тыс. руб. и на эти средства закупило тестомесильную машину. В программе «Развитие и поддержка малого предпринимательства в г. Екатеринбурге на 2005-2007 гг.», утвержденной решением Екатеринбургской городской думы от 25.01.05 № 69/6, мы запланировали в 2006 г. выделить 100 тыс. руб. на финансирование работ по созданию городского «Пекарского центра». Основная цель формирования этой структуры — обучение специалистов для малых хлебопекарных предприятий и индивидуальных предпринимателей.
В Екатеринбурге начата работа над строительством блок-модулей для малых производственных предприятий (площадью до 10-11 тыс. кв. м). Возведение первого модуля финансируется из городской казны на возвратной основе. В бюджете города запланировано выделить на эти цели 10 млн руб. Проектирование блок-модуля и подводку инженерных коммуникаций должны выполнить уже в текущем году. Сдача объекта намечена на 2007 г. Еще четыре модуля построят за счет иностранных инвестиций на паритетных началах (ориентировочная стоимость одного блок-модуля составит от 110 до 130 млн руб.). Офисные и производственные помещения будут предоставляться малым предприятиям по конкурсу. После реализации этой программы к 2015 г. мы рассчитываем разместить в блок-модулях около 100 малых производственных предприятий. Это будут фирмы, производящие потребительские товары, строительные материалы, мебель.