В кризис электронный дискаунтер «Ситилинк» увеличил объем продаж на 25% и нарастил сеть пунктов выдачи товара. За счет чего удалось достичь таких показателей, рассказал генеральный менеджер компании.
В декабре 2016 г. компания «Ситилинк» открыла в УрФО новый магазин терминальной торговли. Он разместился на площади БЦ «Демидов-Стан» в Тюмени. О том, что происходит на рынке онлайн-торговли, какие стратегии выбирают его игроки, рассказал генеральный менеджер электронного дискаунтера «Ситилинк» Михаил Славинский.
Михаил, каким был, по вашему мнению, 2016 год для российского e-commerce?
— Несмотря на кризис, рынок онлайн-торговли продолжал расти. Конечно, таких темпов, которые были в 2008-2014 годах, мы не увидели, тем не менее, в среднем объем продаж через интернет за два последних года вырос на 10-16%.
Как и для многих компаний, торгующих высокотехнологичными продуктами, обвал рубля в конце 2014 г. стал для нас вызовом. В условиях падения доходов фактор стоимости стал для потребителей приоритетным при выборе товаров и услуг. Благо Интернет помогает сразу же увидеть, где можно купить дешевле. Мы позиционируем себя как магазин-дискаунтер, магазин низких цен. Поэтому нам необходимо было создать механизмы, которые позволят снизить операционные издержки, сохранить маржу и при этом дать покупателям товар по максимально выгодной цене. В 2015 г. «Ситилинк» сознательно отказался от гонки за большими показателями. Практически весь год мы занимались стратегией, отладкой бизнес-процессов, сокращением операционных издержек. Это позволило нам вырасти за 2016 г. почти на 25%, открыть новые магазин и довести количество пунктов выдачи «Ситилинк-Мини» до 330.
В Екатеринбурге «Ситилинк» присутствует уже третий год. Насколько оправдались ваши прогнозы и ожидания?
— Для нас Екатеринбург стал вызовом, это был интересный эксперимент, который как подтвердил, так и опроверг ряд наших гипотез о том, как строить бизнес в регионах. Начнем с того, что на Урале очень большая доля интернет-проникновения. По данным «Ситилинк», 8.7 млн. человек на Урале активно пользуются глобальной сетью, бывая в ней не менее 1 раза в неделю. Около 7.6 млн. из них совершали покупки онлайн, что составляет 87% от всех интернет-пользователей округа. Такое количество интернет-покупателей обеспечивает отличную динамику рынку электронной коммерции УрФО, на который приходится порядка 12% в общей структуре интернет-торговли России. Наши аналитики оценивают
e-commerce округа в 90.7 млрд. руб., что в среднем составляет 10% и выше от всех покупок в России. Конечно, больше половины потенциальных покупателей сосредоточены в Екатеринбурге и области.
Мы долго присматривались к Екатеринбургу, долго сюда шли. «Ситилинк» был основан в 2008 г., а первый магазин в уральском регионе открылся в середине 2013 г.в Челябинске, и только во втором полугодии 2014г. – в Екатеринбурге. В тот момент рынок интернет-торговли рос гигантскими темпами, поэтому мы долго искали площади, которые подходили бы под наш формат – магазин-склад. И первый такой магазин в городе был открыт в комплексе «Белая Башня» на Уралмаше. После декабря 2014 г. мы пересмотрели свои планы, сознательно снизили темпы выручки, чтобы поработать над операционной эффективностью. И мы увидели, что кризис повлиял и на поведение покупателя. Он стал требовательным, придирчивым, внимательным к сервису. Мы поняли, что нам не нужны уже склады в 5 тыс. кв. м. и сознательно переехали на меньшие площади, но ближе к центру. Для нас это было знаковым событием. Это решение сразу оказало положительное влияние на нашу экономику: мы получили кратные темпы роста. Сейчас мы понимаем, что такое рынок Екатеринбурга для «Ситилинка». Это позволяет планировать открытие новых точек и выходить уже в города Свердловской области.
Ваша стратегия – максимально широкий ассортимент по низким ценам и максимально быстрая доставка. Но как вы снижаете логистические издержки? С одной стороны, электроника может быть компактным товаром, с другой стороны, его все равно нужно привезти за 2 тыс. км…
— Ответ лежит в нашей стратегии. Мы специалисты, и двигать свои коробки мы можем лучше и дешевле конкурентов. Мы считаем, что нужно положить на склад в каждом регионе. Опять же, Екатеринбург выгодно отличается от других городов тем, что у здесь у компании-дистрибьютора («Ситилинк» входит в структуру Merlion) есть большой распределительный центр. Мы держим товар в магазине, это тот ассортимент, который можно получить сразу, большая часть ассортимента доступна в распределительном центре, а то, чего нет на складах Екатеринбурга, доступно в Москве. И эту цепочку мы всегда просчитываем. Анализ товарных остатков и движения товара переходит в расчет логистики: как часто нужно привозить товар, как часто пополнять ассортимент. Соответственно, все автоматизировано. Мы в это вкладываемся, чтобы на выходе получить лучшую операционную эффективность.
На фото: Александр Лозовский - директор розничной сети электронного дискаунтера «Ситилинк», Михаил Славинский - генеральный менеджер электронного дискаунтера «Ситилинк», Максим Марамыгин – профессор УрГЭУ.
Для доставки продукции до дверей клиента вы привлекаете сторонние курьерские службы?
— Нет. «Последняя миля» полностью обеспечивается силами сотрудников «Ситилинка». Для нас важен личный контакт с клиентом, а это можно обеспечить только через собственных сотрудников, жестко контролируя качество сервиса. Мы очень осторожно смотрим за развитием рынка и будем экспериментировать в 2017 г. Возможно, какую-то часть заказов будем отдавать другим компаниям – будь то хоть сеть постоматов, хоть сеть пунктов выдачи другого оператора. Нам важно обеспечить качество, чтобы покупатель, получая товар от нас, был уверен в том, что он получает, в каком виде, куда обращаться в случае проблемы. Сегодня почти 100% заказов доставляется нашими людьми. Очень небольшая доля (менее 1%) доставляется «Почтой России» в те отдаленные регионы, где нет наших пунктов выдачи.
Меняется ли структура спроса на рынке интернет-торговли? Есть ли региональные особенности?
— В целом тренды, которые мы видим в Екатеринбурге, соответствуют общероссийским. Конечно, в каждом регионе есть нюансы, связанные с погодой, динамикой выплаты зарплаты. И мы как ритейлеры следим за факторами, влияющими на спрос. Вообще любая непогода сказывается на покупательской активности хорошо. Летом идут кондиционеры, зимой и осенью – обогреватели. Хотя, если посмотреть в динамике, покупательский спрос смещается. Сегодня человеку нужно готовое решение, он не хочет тратить время на выбор комплектующих. Если 10 лет назад компьютер в сборе покупали только корпоративные заказчики, а для дома каждый подбирал комплектующие под себя, заказывал сборку системного блока, то сейчас об этом стали уже забывать, и в магазин люди приходят за готовым продуктом. Максимальным спросом пользуются смартфоны с большим экраном, до недавнего времени лидировали планшеты. Бум ближайших лет – клауд-буки – легкие, компактные устройства для работы в интернете. За последний год «Ситилинк» продал почти 350 тыс. мобильных телефонов, 185 тыс. ноутбуков и только 82 тыс. персональных компьютеров. Таким образом, востребованы мобильные устройства, которые с каждым годом становятся мощнее и производительнее.
Еще есть эмоциональные покупки – передовые, но недорогие гаджеты: смарт-часы, фитнес-браслеты и т.д. Таких покупок в кризис стало меньше, но люди от них не отказываются. Наверное, причина в психологии: если нет возможности купить крупную и дорогую вещь, то почему бы не порадовать себя новинкой из мира гаджетов. Этот сегмент растет, покупатель позволяет себе потратить средства, которыми располагает, на недорогой, но модный гаджет.