Меню

Миллениалы хотят престижной карьеры, но получают только золотые наручники

Иллюстрация: pixabay.com

«Работа в крупной и известной компании — это престижно, но не больше. Там вы никогда не сможете делать что-то поистине важное». Почему в мире так много банкиров, консультантов и адвокатов в депрессии.

Современное общество пропагандирует устоявшийся «престижный путь» карьеры: если вы закончите престижный вуз, вы, скорее всего, сможете найти хорошую работу в области консалтинга или банкинга. Но это серьезное заблуждение, которое загоняет миллениалов в ловушку.

Бизнесмен Индра Софиан рассказал, почему студенты хотят работать только в ведущих компаниях, и как это вредит обществу.

В 2017 году почти 40% выпускников Гарварда устроились на работу в сфере финансов и консалтинга. Эта статистика актуальна и для других престижных университетов. Бакалавры и магистры по большей части после окончания обучения устраиваются в так называемые топовые фирмы. В консалтинге это McKinsey, Bain, BCG; в финансах — Goldman Sachs, Morgan Stanley, JPMorgan.

Это значит, что тысячи самых умных, ярких и трудолюбивых молодых людей собираются работать лишь на несколько компаний. Выходит, что огромный процент выпускников занят лишь в двух областях. Но в талантливых кадрах нуждаются и другие сферы: медицина, образование, энергетика, экология.

Кроме того, вчерашние студенты не понимают, во что ввязываются. Они считают, что работа в известной компании – это престижно, при этом забывая о психологическом комфорте. Через несколько лет становится понятно, что престиж не так важен, но к этому моменту человек уже оказывается в корпоративной ловушке.

Влиятельные компании серьезно влияют на университеты и их учеников. Студент, вставший на «престижный» путь со стажировками и подработкой в известных компаниях, просто не успевает рассматривать другие варианты. Специальности вроде экономики являются основными связующими звеньями в консалтинге и финансах, что приводит к непропорциональному разделению студентов по факультетам.

Получив диплом и устроившись в «компанию мечты», бывшие студенты получают то, что им обещали: престиж. Но на работе им приходится справляться со скучными и монотонными задачами: заполнять таблицы в Excel, составлять презентации и угождать клиенту. И тут появляются вопросы.

Все сводится к созданию ценности. Это якобы роль университетов: создавать ценность для общества. Вышеупомянутые фирмы, однако, не создают ценность, а капитализируют на ценности, которую создали другие.

Часто молодые люди ищут самые простые возможности с низкой вероятностью риска, но так они упускают некоммерческие организации или маленькие стартапы, которые делают невероятно значимую работу.

В мире, в котором ценится постоянное развитие навыков и рост в карьере, выпускников университетов привлекает обещание компаний обучить их универсальным навыкам. Однако пока непонятно, как работа в Goldman Sachs или Boston Consulting Group научит студентов быть кем-то кроме банкиров или консультантов.

Вопреки распространенному мнению, многим крупным компаниям не сильно нужны финансовые аналитики, консультанты или корпоративные адвокаты. А если эти специалисты однажды решатся сменить карьеру, им придется либо проходить курсы переквалификации, либо получать второе высшее образование.

Сложно перейти на «более интересную» работу и по финансовым причинам. Привыкнув к одному образу жизни, отказываться от него практически никто не хочет. Это то, что называют «золотыми наручниками».

Многие студенты выбирают престижный путь, так как верят, что это здорово и правильно. Но как только восторг от престижа уходит, становится понятно, что это совсем не то, чего они ожидали. Именно так многие банкиры, консультанты и адвокаты впадают в депрессию.

Теги: карьера, качество жизни, личностный рост