Саммит ШОС соберет в Екатеринбурге 15 президентов, несколько тысяч наблюдателей и сотни журналистов. Согласно прогнозу президента РФ Дмитрия Медведева, это мероприятие должно углубить взаимовыгодно
Саммит ШОС соберет в Екатеринбурге 15 президентов, несколько тысяч наблюдателей и сотни журналистов. Согласно прогнозу президента РФ Дмитрия Медведева, это мероприятие должно углубить взаимовыгодное сотрудничество во всех направлениях.
— Деловых встреч у меня в ходе саммита нет. Буду общаться с деятелями культуры и спорта, которые приедут на турниры и концерт. Кстати, в повестке саммита вообще не предусмотрено обсуждения вопросов сотрудничества стран — участников ШОС со Свердловской областью или заключения каких-то контрактов. Все соглашения подписывали в течение года. Единственный и, пожалуй, главный договор, который можно связать с ШОС, подпишут накануне, в воскресенье, на межбанковском форуме стран-участников — это будет тройственное соглашение между Банком развития Китая, Внешэкономбанком и нашей областью о предоставлении кредитной линии в 1 млрд евро.
— Китайцы не хотят реализовывать программу самостоятельно — здесь у них нет необходимых структур и представительств. Они передадут деньги Внешэкономбанку, а он займется кредитованием проектов строительства и развития предприятий. У ВЭБа все нужное есть, в том числе и опыт работы со свердловскими предприятиями.
— Кандидатов на получение кредита сейчас обсуждают. Например, неплохо бы привлечь инвестиции для строительства Верхотурского нефтеперерабатывающего завода. Если специалисты Внешэкономбанка согласятся на его инвестирование, в области появится свое предприятие по переработке нефти.
— Группа физических и юридических лиц — имена называть не буду. На самом деле до начала строительства еще далеко, это долгосрочный и дорогостоящий проект, требующий инвестиций в несколько миллиардов долларов, но для него уже есть предварительные договоренности о поставках нефти.
Претендует и Каменск-Уральский ОЦМ. Он один из немногих в мире, кто производит алюминий-литиевые сплавы для авиации, и его продукцию покупают Airbus и Boeing. Но, не имея прокатных мощностей, завод вынужден везти металл в Германию, где его превращают в готовый продукт. И 75% стоимости достается немецкой фирме. Инвестиции помогли бы решить этот вопрос.
— Почему в евро, не знаю, наверное, им так удобнее. А что до претендентов — их много. Это и холдинг «Юнона», которому сейчас нужно развивать производство инсулина, искусственной почки и других препаратов, и завод «Русский магний» под Асбестом, и другие.
— Специально к саммиту контрактов не заключали. Работаем со странами ШОС мы давно и результативно. В прошлом году суммарный товарооборот между нами приблизился к $4 млрд. Из них $1,5 млрд пришлось на Казахстан, он один из ведущих партнеров Свердловской области: поставляет нам руды металлов и закупает машиностроительную продукцию. Более $690 млн наторговали с Индией. С ней работают Уралэлектротяжмаш, он поставляет оборудование для электростанций, и Уралмаш, который, например, изготовил два крана для блока № 1 индийской атомной электростанции, а также продает оборудование для оснащения металлургических комбинатов.
Активно сотрудничаем с Китаем. Там крутятся 62 турбины нашего Турбомоторного завода, а нам китайцы привозят оборудование для цементных предприятий.
Надеемся, что скоро будут заключены контракты с Узбекистаном. Во время визита делегации Свердловской области было принято решение создать специальную рабочую группу внешнеэкономического сотрудничества Узбекистана с нашим регионом. Живой пример — Уралмаш: гендиректор Назим Эфендиев договаривается о поставках своего оборудования с ОАО «Узбекуголь» и АК «Узстройматериалы».
— Например, недавно мы наладили поставки труб в Китай — это прорыв, ведь их рынок очень жестко поделен между собственными компаниями. Гордимся экспортом энергетического оборудования в Таджикистан.
Ну и во всех столичных городах стран Центральной Азии, входящих в ШОС, используют светофоры нашего Оптико-механического завода, а по Ташкенту ездят наши трамваи.
— Это просто шаг вперед. Сюда приедут журналисты, общественно-политические деятели, представители бизнеса, о нашей области напишут во многих странах, к тому же Екатеринбург войдет в историю как место первого проведения саммита БРИК. И когда предприниматели стран ШОС и БРИК будут выбирать, в каком регионе России развивать свой бизнес, наша область будет высоко в их списке приоритетов. Российское правительство специально назначает местами проведения мероприятий региональные города, чтобы они подтянули инфраструктуру и показали миру свои возможности.
К тому же, если Екатеринбург покажет достойную организацию саммита — первого события подобного масштаба в нашем городе, не исключено, что в будущем нам доверят международные мероприятия помасштабнее.
— О том, что ШОС пройдет в Екатеринбурге, стало известно за два года, и область начала действовать сразу же. Мероприятия по подготовке распределялись достаточно равномерно, причем на 2008 г. пришлось даже больше работы: сегодняшняя суета с газонами, покраской крыш — лишь вершина айсберга, а тогда мы закупали технику, оснащали ГУВД и части, которые занимаются чрезвычайными ситуациями, ремонтировали фасады, строили дом Севастьянова и гостиницы. Это сейчас они сдаются, а строительство шло в основном в 2008 г.
— Это были выдумки. Екатеринбург выбрали на предыдущем саммите ШОС в Душанбе.
— Эти слухи вообще ничем не были подтверждены. В произведении «Братья Карамазовы» был герой, который говорил: «Я люблю расшевелить дураков в разных слоях общества». Вот так у нас поступали некоторые СМИ, возможно, чтобы добавить остроты, потому что непонятно, кому такие сплетни могли быть выгодны. ШОС пройдет за два дня! Какая тут может быть головная боль? Так, кратковременные неудобства. О них забудут, а вот приведенные в порядок здания и дороги останутся.
— Он сам написал заявление об уходе, так как посчитал, что его функции выполнены и на государственной службе он себя реализовал. Насколько мне известно, он собирался вернуться в бизнес. Знаю, что у него было несколько интересных задумок.
— ШОС не делит жизнь на до и после, это была просто дополнительная нагрузка, которую мы получили по решению федеральных органов власти. У меня даже длительность рабочего дня не изменилась. Закончится саммит, будет выставка вооружений, международный турнир по волейболу на приз первого президента России Бориса Ельцина. А в отпуск пойду, как и все, — по графику.