Меню

Минфин утвердил список офшоров

В декабре Минюст зарегистрировал Приказ Минфина РФ от 13 ноября 2007 г. № 108н, который, по наблюдению юристов, вызвал большой переполох в деловой среде. В документе приведен перечень офшорных зон.

В декабре Минюст зарегистрировал Приказ Минфина РФ от 13 ноября 2007 г. № 108н, который, по наблюдению юристов, вызвал большой переполох в деловой среде. В документе приведен перечень офшорных зон. Государство в очередной раз подтвердило на практике, что всерьез намерено бороться с оптимизацией налогов через офшоры.

В число офшоров, по версии Минфина, вошло 41 государст­во или территория (ряд территорий Китая, Великобритании и Северной Ирландии). Список вступил в законную силу с 1 января 2008 г.

Перечень приняли в соответст­вии с новым пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ «Налоговые ставки» (начал действовать с этого года). Норма призвана стимулировать российские компании, чтобы те инвестировали в мест­ные и зарубежные проекты. Дивиденды учредителям при ряде условий (владение долей в течение 365 дней и более, размер доли от 50%, а ее стоимость свыше 500 млн руб. и др.) не будут облагаться налогом. Исключение — выплата дивидендов организациями, зарегистрированными в любом из офшоров.

Однако специалисты ожидают, что перечень Минфина будет применяться шире. Как считает Вадим Ягудин, эксперт по налоговому праву юридической фирмы «Ардашев и Партнеры», до исчезновения офшорных компаний из российской практики дело не дойдет. Но г-н Ягудин рекомендует вести работу с ними осторожнее:

— Все прекрасно понимают, что перечень, приведенный в Приказе Минфина, будет применяться на практике, в том числе когда налоговые органы станут доказывать необоснованность использования налоговой выгоды, уклонения от уплаты налогов и т. д. Налоговики получили дополнительный аргумент, на который можно ссылаться в суде. Не исключено, что в дальнейшем отсылка к этому перечню появится и в других нормах Налогового кодекса.

По какому принципу составлен список?

— Критериев два, хотя в документе они не названы. В кулуарах отмечали, что, во-первых, рассматривались государства, которые не предоставляют сведения или, по мнению Минфина, неэффективно обмениваются информацией с РФ. Второй критерий — ставка налога на прибыль менее 2/3 от российской, т. е. от 24%.

Интересно, что, кроме «классических» офшоров, таких как Британские Виргин­ские острова или острова Кайман, в перечне есть Кипр, признанный офшором только в РФ. Многие налогоплательщики в России используют компании Кипра для инвестирования средств.

Чем грозит таким налогоплательщикам список?

— На самом деле не все так страшно, как может показаться на первый взгляд. Работу с офшорами (в том числе с Кипром) налоговые органы и раньше воспринимали как зону особого внимания, подвергали более серьезному контролю. Подобные перечни существовали и до декабря, просто у них был несколько иной формат — для служебного пользования. Список офшорных зон приведен, например, в Указании Центробанка от 7 августа 2003 г. № 1317-У — для целей валютного контроля.

С другой стороны, появление этого документа не влияет на действие международных соглашений об избежании двойного налогообложения, в том числе с Кипром. Если международный договор предусматривает иные правила, чем НК РФ или мест­ное законодательство, то начинают дейст­вовать нормы международного права. В случае если налоговый орган докажет, что фирма — лишь прикрытие, никакой реальной иностранной компании за рубежом не существует, управляется она из России, деятельности не ведет, то список офшоров добавит вес этим аргументам в суде.

Вряд ли что-то кардинально изменится прямо сейчас, но государство в очередной раз убеждает, что медленно, но верно идет к искоренению всех механизмов и способов уклонения от налогов, в том числе с использованием офшоров.

То есть стоит ожидать дальнейшего ужесточения контроля за работой с государствами, предоставляющими льготный налоговый режим?

— Скорее всего. Борьба с офшорами и трансфертным ценообразованием официально объявлена приоритетным направлением работы Минфина и налоговых органов на 2008-2009 гг.

Минфин уже предложил законопроект по борьбе с трансфертным ценообразованием, подразумевающий внесение изменений в ст. 20 и 40 НК РФ и введение новой главы. Там, кстати, тоже приводился перечень офшоров. Правительство одобрило более мягкий вариант, предложенный Российским союзом промышленников и предпринимателей. На его основе будет разрабатываться закон, но еще в отдаленной перспективе. Думаю, он вступит в силу не раньше 2009 г.

Практические меры тем временем уже принимаются — составляются списки проблемных иностранных контрагентов, адресов массовой регистрации офшорных фирм, номинальных директоров и т. д. Последний список из 200 проблемных иностранных компаний, работа с которыми будет вызывать подозрения в наличии схемы уклонения, Управление международного сотрудничества и обмена информацией ФНС России рассылало в июле.

Пора прекращать работу с офшорами?

— Речь о прекращении пока вести рано. Многие эффективно работают с офшорами, причем не напрямую, а через посреднические компании, зарегистрированные на Кипре или в Великобритании. Но нужно более грамотно подходить к использованию подобных механизмов. Очевидно, что уже неэффективно и рискованно просто регист­рировать фирму в офшоре и ставить ее печать на документах. Необходимо подтверждать реальное существование компании. Успех налогового планирования при использовании иностранной организации будет зависеть от уровня сервиса партнеров, регистрирующих и обслуживающих эту фирму за рубежом. Я говорю о наличии офиса, телефона, по которому можно позвонить из России, реального секретаря, директора, сайта и т. д. Компания должна отвечать на запросы. В черные списки попадают, на мой взгляд, совсем уж отпетые: 200 фирм в масштабах страны — это немного. Поводом для включения в перечень может стать постоянное игнорирование запросов из России.

детали
Страны и территории, вошедшие в список офшорных зон
1. Ангилья.
2. Княжество Андорра.
3. Антигуа и Барбуда.
4. Аруба.
5. Содружество Багамы.
6. Королевство Бахрейн.
7. Белиз.
8. Бермуды.
9. Бруней-Даруссалам.
10. Республика Вануату.
11. Британские Виргинские острова.
12. Гибралтар.
13. Гренада.
14. Содружество Доминики.
15. Республика Кипр.
16. Китайская Народная Республика: Гонконг, Макао.
17. Союз Коморы: остров Анжуан.
18. Республика Либерия.
19. Княжество Лихтенштейн.
20. Республика Маврикий.
21. Малайзия: остров Лабуан.
22. Мальдивская Республика.
23. Республика Мальта.
24. Республика Маршалловы Острова.
25. Княжество Монако.
26. Монтсеррат.
27. Республика Науру.
28. Нидерландские Антилы.
29. Республика Ниуэ.
30. Объединенные Арабские Эмираты.
31. Острова Кайман.
32. Острова Кука.
33. Острова Теркс и Кайкос.
34. Республика Палау.
35. Республика Панама.
36. Республика Самоа.
37. Республика Сан-Марино.
38. Сент-Винсент и Гренадины.
39. Сент-Китс и Невис.
40. Сент-Люсия.
41. Великобритания и Северная Ирландия: остров Мэн; Нормандские острова (острова Гернси, Джерси, Сарк, Олдерни).
Источник: Приказ Минфина РФ от 13 ноября 2007 г. № 108н.