На российском рынке одежды и обуви не менее 30% продукции продается незаконно. Производители, работающие легально, почти не имеют шансов конкурировать с таким товаром.
Вся нелегальная одежда и обувь в российских магазинах была либо ввезена без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость (НДС), либо произведена без уплаты соответствующих налогов. Такое заявление сделал директор Департамента развития внутренней торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга Денис Пак, пишет «Российская газета».
Он считает, что легальные производители и поставщики не могут конкурировать с теми, кто работает незаконно. Для борьбы с контрафактной промышленной продукцией в России и других странах Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вводят маркировку товаров специальными электронными метками. С середины августа маркировка стала обязательной для меховых изделий – доля нелегального товара на этом рынке составляет 80-85%.
Многие компании после введения маркировки добровольно выразили желание легализовать свою продукцию, совершать необходимые таможенные и налоговые платежи. Как утверждает Денис Пак, у многих законно работающих производителей существенно выросли заказы.
Если идея маркировать меховые изделия докажет сою эффективность, этот механизм будет применяться и к остальным проблемным сегментам потребительского рынка. Более широкое применение процедуры маркировки станет возможным при согласии партнеров России по ЕАЭС.
Напомним, в России маркировка меховых изделий началась 1 апреля этого года. Под учет попали шубы, полушубки, дубленки и головные уборы из меха.
«С момента запуска системы по маркировке в порядке эксперимента на добровольной основе ее уже использует более 800 производителей, представителей оптового и розничного сегментов, а также импортеров. Заказано свыше миллиона контрольных знаков, и потребность в них продолжает расти. Это говорит о желании участников полностью легализовать рынок», — заявлял ранее министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
На инициативу властей чипировать шубы первыми откликнулись крупные меховые сети: «Снежная Королева», «Меха Екатерина», «Мехамания», «Мондиаль». Именно они больше других страдали от конкуренции с рынком контрафактного меха.
По данным Федеральной таможенной службы (ФТС), в 2015 году в Россию было ввезено около 240 тыс. меховых изделий – на 20% меньше, чем в 2014-м. Это показатели только по легальному импорту, то есть в натуральном выражении объем ввоза зарубежной продукции составляет около 1,2 млн штук меховых изделий в год. Это число немного больше количества RFID-меток, заказанных на участниками рынка.
Система маркировки позволяет контролировать движение изделий на всех этапах – от производства или ввоза на территорию страны до момента продажи.
Специальный чип размещают не только на импортных, оно и на отечественных шубах. Иностранные поставщики должны промаркировать свой товар еще до того, как он окажется на таможне. Нарушителям нового правила грозит наказание вплоть до изъятия всей партии мехового товара.