В Министерстве транспорта России придумали способ разгрузить автомобильные дороги: создать Речной фонд и наладить доставку грузов железнодорожным и внутренним речным транспортом.
Создавать Речной фонд предполагается по аналогии с Дорожным фондом, который существует с 2011 года. Источниками финансирования Речного фонда станут акцизные и инфраструктурные сборы, рассказал «Известиям» заместитель министра транспорта РФ, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Виктор Олерский.
«Наша основная задача — снизить нагрузку на автомобильные дороги. Это можно сделать путем перемещения части грузов на железнодорожный и внутренний водный транспорт. Но это невозможно сделать административными методами, только экономическими. А для этого необходимо привести в порядок инфраструктуру. А на это нужны деньги», — говорит Олерский.
Для развития внутренних водных путей нужны средства, которые поступают от пользователей рек, считает помощник президента Российской Федерации Игорь Левитин. Но сложность в том, что контролируют реки несколько ведомств — Минприроды, Минэнерго и Минтранс. По мнению Левитина, «сама идея эта правильная», и в случае с реками необходимо выйти на 100%-ное финансирование содержания, хотя сейчас возможности федерального бюджета не позволяют достичь этого показателя.
Кроме того, в европейской части России функционирует Единая глубоководная система (ЕГС), и под ее регулирование попадают три лимитирующих участка: Городецкие шлюзы, Нижне-Свирский шлюз, Нижний Дон. По словам Левитина, чтобы снять эти ограничения и увеличить глубину до нужных отметок, требуется около 80 млрд рублей. Если бы Речной фонд был создан, его средства были бы направлены на ликвидацию узких мест.
Сегодня на содержание внутренних водных путей из госбюджета выделяется только 60% от необходимой суммы — 13 млрд рублей, тогда как необходимо 21–22 млрд рублей, говорит Олерский. Этих денег не хватает на ликвидацию лимитирующих участков, не говоря уже о судостроении. По мнении Олерского, средства Речного фонда могли бы быть направлены именно на эти цели.
Сегодня российский флот круизных кораблей состоит из 130 единиц, из них постоянно функционируют только 90. Средний возраст речного круизного судна — 43 года.
«На ходу 90 судов, в затонах еще 30, но они уже вряд ли выйдут, так как требуют большого ремонта и модернизации. Каждый год будут списываться 5–10 судов, и лет через 10 останется 50–60», — предполагает заместитель руководителя Федерального агентства по туризму Сергей Корнеев.
В Московском речном пароходстве заверили, что стопроцентное финансирование инфраструктуры внутренних водных путей начнется с 2018 года. Средства на ликвидацию «узких» мест на ЕГС также должны быть выделены.
С созданием Речного фонда не стоит затягивать, уверен директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. По его мнению, «гарантированные глубины и габариты судовых ходов — это прежде всего вопрос денег».
Общая протяженность внутренних водных путей России составляет около 101 тыс. км. При этом на 25% (1756 км) от всей длины сети глубина менее 4 м - это ниже нормативного уровня.
«Особенностью перевозок внутренним водным транспортом является тот факт, что их эффективность зависит от состояния инфраструктуры и пути. При нарушении фактических глубин судовладельцам приходится уменьшать загрузку судов, что, в свою очередь, уменьшает эффективность рейсов», — говорит замруководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Костин.
По его словам, сегодняшние проблемы с речной инфраструктурой возникли, в частности, потому, что эта отрасль долгое время испытывала недостаток финансирования.