Чтобы стать хозяином международных бизнес-мероприятий, Екатеринбург имеет авиахаб, более ста отелей и немного конгресс-площадок. В минусах - изношенные дороги и недостаток средств на их реконструкцию.
Курс на развитие MICE-индустрии (meetings, incentives, conferences, exhibitions) Екатеринбург взял в конце 2000-х гг., когда получил право принять саммиты ШОС и БРИК. До этого момента в городе прошло только одно событие на высшем уровне - в 2003 г. в Екатеринбурге встретились президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер (не считая визитов в Свердловск Фиделя Кастро, Джавахарлала Неру, Ричарда Никсона, Ким Ир Сена в 1950-1960 гг.). Во время подготовки к саммитам ШОС и БРИК власти объявили Екатеринбург центром международного сотрудничества и потратили 9,8 млрд. руб. на строительство и ремонт дорог и зданий, а также инфраструктуру. Часть плановых объектов так и осталась в проектах, а недостроенные здания замаскировали фальшфасадами, но никто из участников мероприятий на это внимания не обратил (в отличие от горожан). Наоборот, после саммита помощник президента Аркадий Дворкович заметил, что уровень подготовки был не ниже, чем при европейских встречах G8 и G20: «Все сделано очень удобно. Есть идеи по проведению в Екатеринбурге международных встреч в разных форматах и уровнях».
Освежить продвижение
После этого горадминистрация внесла задачу превратить Екатеринбург в один из ключевых центров деловых коммуникаций в Стратегию развития до 2020 г. Согласно документу, к этому времени поток гостей и количество конгресс-мероприятий должны возрасти вдвое - Екатеринбург должен будет принимать ежегодно до 300 тыс. иностранных гостей и не менее 18 крупных международных ивентов. Для продвижения города на международном уровне мэрия разработала концепцию с освежающим названием Be Fresh. Как пояснила глава комитета по внешним связям горадминистрации Светлана Гарипова, название сформировано по первым буквам основных характеристик города: Fantastic ideas - Reliable partners - Energizing city - Smart business- in the very Heart of Russia (фантастические идеи, надежные партнеры, город, наполненный энергией, динамичный бизнес в самом центре России). Но воплощают концепцию как-то неприметно: по большому счету все сводится к участию города в специализированных выставках (IMEX во Франкфурте, EIBTM в Барселоне и т.д.), где его представляют как площадку для проведения конференций в России наряду с Москвой и Санкт-Петербургом.
Сам Екатеринбург похвастаться числом масштабных ивентов не может. Несмотря на то, что ежегодно проходит порядка 300 мероприятий: по большей части они региональные и общероссийские. С международными хуже – в 2011 г. город анонсировал первый евразийский форум «Гостеприимство и туризм», обещая участников со всего мира. Но все ограничилось представителями туристического и гостиничного бизнеса из Москвы, Челябинска, Перми, Ханты-Мансийска, Кургана, Ижевска – и самого Екатеринбурга. Тем не менее, подвижки в этом направлении есть: с 2005 г. количество туристов, приезжающих в Екатеринбург, увеличилось в 2,5 раза. На прошлой неделе город занял четвертое место в списке десяти самых привлекательных для отдыха и туризма миллионников России – после Санкт-Петербурга, Москвы и Казани. Можно верить рейтингу или нет, но то что Екатеринбург замечают российские туристы – факт. Так, пользователи tripadvisor.ru, одного из крупнейших туристических сайтов рунета, называют Екатеринбург городом для туристов-интеллектуалов, в котором «множество библиотек, музеев и необычных памятников».
В этом году Екатеринбург хочет получить право на проведение Всемирного фестиваля Международного союза кукольных театров (UNIMA) в 2016 г. - в мае заявку представят в Китае. Это мероприятие проходило в России лишь однажды - в 1976 г. в Москве. «Четыре года назад мы уже пытались выиграть право проведения этого праздника, но уступили китайскому Ченду несколько голосов. В этом году есть все шансы победить», - сообщил сити-менеджер Александр Якоб. Также в июне 2012 г. город станет площадкой мирового авиафорума Routes CIS – он пройдет в России впервые. Принимать представителей авиакомпаний и аэропортов из 17 стран будет Кольцово: он заявился на право стать площадкой форума весной 2011 г. После этого в Екатеринбург приезжали топ-менеджеры UBM Aviation, компании-организатора, которые осмотрели воздушный порт и город и остались удовлетворены.
Аэропорт в принципе считается козырной картой Екатеринбурга. Архаичный аэровокзал начали реконструировать в 2003 г., закончив работы к саммиту ШОС. Областные власти рассчитывали, что Кольцово станет международным терминалом высшего класса, и благодаря тому, что проектом заинтересовалась ГК «Ренова», это удалось. С запуском новых терминалов Кольцово может принимать до 8 млн пассажиров в год. Это заметил Дмитрий Медведев, прилетавший в Екатеринбург на саммит ШОС. Он предложил министру транспорта взять Кольцово за образец и сделать эталоном для развития аэропортов России – после чего «Ренова» пришла еще в несколько воздушных портов страны.
Наследием ШОС, работающим на имидж Екатеринбурга как делового центра, стали отели мировых сетей Hyatt и angelo. В плане стратегического развития города до 2020 г. заложено строительство еще 25 отелей на 3,27 тыс. номеров. По словам Максима Афанасьева, председателя комитета по организации бытового обслуживания населения администрации Екатеринбурга, уже через 2-2,5 года появится гостиничный комплекс сети Radisson: «Застройщик, «Атомстройкомплекс», уже огородил территорию и приступил к строительству в районе ул. Малышева — Красноармейская». Но как пояснил «ДК» гендиректор «Атомстройкомплекса» Валерий Ананьев, на самом деле стройка еще не идет – на градостроительном совете только утвержден проект. Еще одну гостиницу обещают в 2013 г. в рамках проекта «Стражи Урала» - еще одного плана с долгой историей. В 2006 г. авторы идеи анонсировали, что большая часть площадей в комплексе будет отдана офисам класса А. Однако проект претерпел реконцепцию, и теперь упор будет сделан на отель повышенной вместимости.
В мэрии добавляют, что в городе сейчас присутствуют пять иностранных операторов (Park Inn, Hyatt Regency, Novotel, Ramada, Angelo), а к 2020 г. их будет 11. Чтобы стимулировать приход в Екатеринбург новых игроков, в 2011 г. областные власти объявили налоговую амнистию отелям, в строительство или реконструкцию которых было вложено свыше 1 млрд руб. Такие объекты могут быть на пять лет освобождены от уплаты налога на имущество. В эти требования укладывается Hyatt (общий объем инвестиций более 6 млрд руб.) и Angelo (1,8 млрд руб.). Пока же Екатеринбург с номерным гостиничным фондом на 7,7 тыс. мест находится на третьем месте в России, уступая Москве и Санкт-Петербургу.
Великаны в центре
Застройщики Екатеринбурга не раз отмечали, что второму месту в стране по объемам ввода жилья город обязан выстроенной за последние восемь лет системе подготовки к аукционам неразграниченных земель. Но все может измениться: в начале года областные власти объявили о намерении вернуть МУГИСО право распоряжаться этой землей. Застройщики протестовали, предрекая рост цен на недвижимость и дефицит земли. Исполнительный директор НП СРО «Гильдия строителей Урала» Вячеслав Трапезников заявлял, что выстраивание новой системы займет по меньшей мере два года и называл намерения МУГИСО «политическим экстремизмом». Под давлением профсообщества Заксобрание области рекомендовало оставить неразграниченные земли в ведении города. Теперь уже бывший глава МУГИСО Виталий Недельский, которому приписывают областную инициативу, говорил «ДК», что ведомство все-таки намерено расширить свои полномочия в этом вопросе. Кто и как будет готовить земли к аукционам, окончательно станет ясно 17 мая.
Высокими темпами застройки города довольны не все - екатеринбургские предприниматели не раз заявляли, что хаотичное возведение в центре офисных высоток провоцирует дорожные заторы. Валерий Ананьев в конце 2011 г. объявил, что именно по этой причине он намерен вынести офис «Атомстройкомплекса» из Екатеринбурга в Среднеуральск и призывал другие компании последовать его примеру. Деловой центр на территории района комплексной застройки в 600 га собирается построить Группа Синара (на Юго-Востоке города, около МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО»). По планам, район объединит торговлю, развлечения и досуг, спортивные и рекреационные объекты, жилую застройку, а также логистические комплексы, офисные центры, бизнес-парк и т.д. Освоить площадку планируется к 2025 г. Но стройка еще не начата.
Горадминистрация видит борьбу с дорожными заторами по-своему. Так, в 2009 г. она анонсировала, что в центре Екатеринбурга будут построены три муниципальных паркинга: плату за парковки предлагалось отправлять в городской бюджет, а проектировать и строить их могли частные компании – на земле по ул. Чернышевского и Карла Либкнехта. Сумма контрактов составила 1,155 млрд руб. и 1,734 млрд руб. На участие претендовали московские строители. Что с проектом сейчас, непонятно. Годом позже вице-мэр Евгений Липович заявлял, что город будет развивать систему перехватывающий паркингов, чтобы дать возможность временного хранения автомобилей при въезде в город и в центре. Первая такая парковка открылась в конце 2011 г. около станции метро «Ботаническая». Но за пользование паркингом с водителей решили взимать 1,5 тыс. руб. в месяц (чтобы оставлять там автомобиль с 6 утра до полуночи и ездить на метро). Как следствие, стоянка популярностью не пользуется. Между тем в мэрии планируют новые перехватывающие парковки - у метро «Проспект Космонавтов» и «Машиностроителей». Чиновники полагают, что муниципальные стоянки станут более востребованными и эффективными, когда в Екатеринбурге появится вторая ветка метро.
Развязать дороги
В городском бюджете часто недостает денег, чтобы поддерживать в приличном состоянии дороги и строить развязки. В концепции развития улично-дорожной сети до 2013 г. на борьбу с городским бездорожьем выписано всего 1,6 млрд. руб. (для сравнения, в соседнем Челябинске только в 2011 г. на строительство и ремонт дорог было потрачено 5 млрд. руб.). Ни одной новой развязки не запланировано. Упоминаются лишь сданные в 2011 г. – на ул. Московской и Металлургов. На 2013 г. намечено начало разработки проектной документации для эстакады (перекресток ул. Московской и Щорса). При этом ни слова о необходимой городу развязке у концерна «Калина». Конкурс по этому объекту неоднократно откладывали. Без поддержки бюджетов других уровней развязку стоимостью более 6 млрд руб. город едва ли потянет.
По словам первого заместителя гендиректора треста «Уралтранспецстрой» Михаила Малиновских, ситуация с дорогами вроде бы стала налаживаться, когда в крупные города на ремонт пошли федеральные деньги. В 2010 г. Екатеринбургу выделили 1 млрд. руб. - за счет этого отремонтировали чуть более 10% дорожных покрытий. Но возникла проблема: «В 2011 г. областной минтранс поручил проверить качество дорожных работ, и картина оказалась удручающей. Из всего пула подрядчиков положительно на 100% оценили только двух! То есть, всплывает другая беда: плохие подрядчики, за ними уже через два года нужно переделывать», - говорит г-н Малиновских. Весной 2012 г. ситуация оказалась вовсе неприглядной – некачественно отремонтированные дороги после таяния снега оказались испещрены ямами. Автолюбители Екатеринбурга организовали автопробег за чистые и ровные дороги под лозунгами «Осторожно, Дыробург!», «Плачу налоги, а где дороги?» и др. Примечательно, что в 2011 г. по целевой программе город получил меньше - 700 млн. руб., а в 2012 г. сумму еще сократили - до 450 млн.
По большому счету, Екатеринбургу нужно сосредоточиться на решении дорожных и транспортных проблем, проблем с сетями, продвигаться на международном уровне как деловому центру. На прошлой неделе мэрия разместила заказ на три проморолика о Екатеринбурге (на сумму 900 тыс. руб). Правда, их темы – спортивная жизнь, социальное и национальное многообразие и городская мистика. Екатеринбург как место международных встреч в них не рассматривают.