Чтобы понять, как выглядит типичный день руководителя, достаточно провести какое-то время в его офисе. Он ни на минуту не прекращает работать, даже когда дает интервью: то телефон разрывается, то с
руководителей туристических фирм
№ | Имя | Должность, компания | Общая сумма баллов, присвоенная экспертами | Сумма баллов, присвоенная экспертами за результативность | Сумма баллов, присвоенная экспертами за профессиональную репутацию | Количество упоминаний | Место компании в ТОП-листе «ДК» № 12 от 7 апреля 2008 г. |
1 | Наталия Оборина | Директор сети агентств «ЭЛИТА Трэвэл» | 369 | 190 | 179 | 21 | 7 |
2 | Сергей Бузько | Гендиректор туристической компании «МИР» | 354 | 168 | 186 | 20 | Компания не участвовала в ТОП-листе |
3 | Олег Хигер | Директор представительства Natalie Tours | 332 | 161 | 171 | 19 | Компания не участвовала в ТОП-листе |
4 | Игорь Авдокушин | Руководитель филиала Tez Tour, директор ЕБМТ «Спутник» | 290 | 144 | 146 | 16 | Tez Tour – 1, ЕМБТ «Спутник» – 10 |
5 | Игорь Дулебинец | Президент ООО «Турфирма «Фонд Мира» | 273 | 138 | 135 | 17 | 2 |
6 | Павел Оборин | Директор «Оранж Тур» | 203 | 106 | 97 | 12 | 4 |
7 | Наталья Обожина | Директор «Клуба Путешествий «Крылья» | 180 | 92 | 88 | 11 | 3 |
8 | Дмитрий Кушев | Коммерческий директор «Море Трэвел» | 104 | 51 | 53 | 6 | 5 |
9 | Ольга Свечкова | Вице-президент ООО «Турфирма «Фонд Мира» | 89 | 42 | 47 | 5 | 2 |
10 | Василий Кривохижин | Генеральный директор туристического агентства «Виста» | 75 | 41 | 34 | 5 | 8 |
11 | Анна Смирнова | Замдиректора департамента выездных программ по продвижению продукта НТК «Интурист» | 71 | 35 | 36 | 4 | «Ривьера» – 9 |
12 | Александр Лобанов | Директор компании «Море Трэвел» | 57 | 27 | 30 | 3 | 5 |
13 | Максим Пузанков | Генеральный директор УК «Виста» | 48 | 26 | 22 | 3 | 8 |
НАТАЛИЯ ОБОРИНА, директор сети агентств «ЭЛИТА Трэвэл», вбегает в просторный, украшенный бамбуком, циновками и цветами офис минута в минуту к назначенному времени. По дороге к столу роняет: «Вот только что шесть пар у студентов провела, с 8.30 утра...» Опережая закономерный вопрос, сразу отвечает: «Я кадры так воспитываю! Думаете, их просто найти?! Шесть вузов ежегодно выпускают по 100 человек, а работать все равно некому». Г-жа Оборина рассказывает, что каждый месяц посвящает два-три дня собеседованиям и все они выглядят одинаково: приходит девушка, ее спрашивают, зачем ей эта работа, на что она, хлопая ресницами, произносит: «Ах, я так люблю путешествия (географию и т. п.)...» «На этом разговор окончен. Нет, ну покажите мне человека, который не любит! Путешествия — одно, а работа — совсем другое. Все настолько иллюзорно, они совершенно не представляют, с чем в реальности придется сталкиваться. А как только узнают, сколько придется работать и зарабатывать при этом 5 тыс. в месяц плюс проценты, вся романтика враз рассыпается», — вздыхает Наталия Оборина.
Кадровый вопрос стоит для екатеринбургских топ-менеджеров туристического бизнеса не менее остро, чем во всех остальных отраслях. Руководители жалуются на плохое образование в вузах, выпускающих специалистов, не готовых к работе в реальном секторе, да на завышенные ожидания молодых людей. «К тому же есть и одна совсем специфичная черта турбизнеса — управлять приходится исключительно женским коллективом. Это значит, что чрезвычайно важна атмосфера», — улыбается ОЛЬГА СВЕЧКОВА, вице-президент компании «Фонд Мира». Через открытую дверь ее небольшого и строгого кабинета просматривается весь офис. Невольно обведя взглядом все рабочие места, осознаю, что, действительно, и в других офисах мужчины особо не встречались. «Да просто агенты в турбизнесе не получают тех денег, на которые претендуют молодые люди. При хорошем раскладе можно зарабатывать 25-40 тыс. руб., но вряд ли больше 65 тыс. руб. Если хотеть 100-150 тыс. руб. в месяц — это уже надо свое агентство открывать. Да и вообще так сложилось, что девушкам это больше нравится», — объясняет г-жа Свечкова. Правда, среди руководящего звена туристических компаний гендерное соотношение уже 50 на 50: не все женщины готовы работать в таком напряженном темпе.
Впрочем, этот темп жизни включает в себя весьма стандартный набор — встречи, переговоры, анализ продаж, выбор новых направлений... Единственное, что можно было бы назвать спецификой топ-менеджеров в туризме, — большинство агентов, став руководителями, не прекращают вести личные продажи. Их аудитория — давние знакомые и постоянные клиенты, которые путешествуют по индивидуальным турам.
Насколько глубоко погружаться в дела остальных туристов — уже личный выбор каждого из менеджеров. Например, во время беседы с Ольгой Свечковой рабочий телефон звонил с частотой раз в три минуты. Пытаясь рассказать о буднях топ-менеджмента в туризме, г-жа Свечкова параллельно объясняла кому-то, кто опаздывает со сроками бронирования, что позже — значит дороже, потом рассказывала опоздавшему на самолет туристу, что делать дальше, клиенту — какие отели Турции слишком сильно подорожали в этом году и т. д.
С Наталией Обориной мы беседовали уже вечером, поэтому по рабочим вопросам ее отвлекали меньше. Но, сидя за большим столом (который бы подошел скорее для ведения серьезных переговоров), г-жа Оборина сама перечислила круг проблем и ситуаций, к решению которых ей приходится подключаться в любое время суток. «То двое туристов умудрились улететь вместо Мальдивских островов в какой-то китайский город. Как их только пропустили на чужой рейс в Домодедово?! Это ЧП, надо их было оттуда доставать, а кто будет этим заниматься? Вопрос риторический. Или девушка прилетела в Италию с зеленым чемоданом, ну и, конечно, перепутала с чьим-то таким же! Звонит вся в слезах Вот мы рассылаем во все фирмы запрос, не было ли у них девушки с таким вот чемоданом». Варианта не участвовать г-жа Оборина тоже не рассматривает — переживает за свой бизнес. «У туристов своеобразное восприятие происшествий в поездках — в них всегда почему-то виновата турфирма», — пожимает плечами Наталия Оборина.
Если нештатные ситуации происходят по вине контрагентов, топ-менеджеры тем более стараются подключаться лично. «Например, мы недавно организовали корпоративный тур на три дня для одной фирмы, но авиакомпания взяла и перенесла рейс на день раньше. В итоге поездка должна сократиться вдвое. Люди, естественно, не согласны — какой смысл лететь на сутки? Может сорваться весь заказ. В таких ситуациях приходится срочно искать другие варианты», — рассказывает ИГОРЬ АВДОКУШИН, директор ЕБМТ «Спутник».
Противоположный управленческий подход удалось встретить в турфирме «Море Трэвел». В небольшом офисе компании друг напротив друга сидят оба руководителя — ДМИТРИЙ КУШЕВ и АЛЕКСАНДР ЛОБАНОВ. Недавно они поменялись должностями и до сих пор делят обязанности. Кабинет по-мужски прост, над столом рисунок с красноречивой надписью: «Не капай на мозги!», а в углу — аквариум с пираньями («Кормлю мясом провинившихся сотрудников!» — улыбается Дмитрий). Оба к туризму подходят аналитически, решения принимают исходя из «обработки большого массива данных». Процессы построены так, что информация о казусах до руководителей зачастую не доходит — проблемы решаются на местах. «Вся неделя распланирована, и я точно знаю, что буду делать через пять дней. Рабочий день заканчивается в десять вечера, потому что нужно вести переговоры с другими странами, где разница во времени несколько часов», — поясняет г-н Кушев.
Что касается образования руководителей, только АННА СМИРНОВА, замдиректора департамента выездных программ по продвижению продукта НТК «Интурист», училась туризму специально и всю жизнь посвятила работе в туристическом бизнесе. В остальном можно сделать вывод, что лучшие руководители турфирм получаются из строителей, инженеров, мастеров и аппаратчиков. Особое место в подготовке занимает комсомол — оттуда «вместе пришли» четыре участника рейтинга: Наталия Оборина, Василий Кривохижин, Ольга Свечкова и Сергей Бузько. Комсомольский период жизни они единогласно называют лучшей школой, давшей предпринимательскую хватку и друзей.
Насколько неожиданно можно оказаться директором туристической компании, стало понятно уже во время одной из последних встреч, когда г-н Авдокушин, скромно перечисляя карьерные заслуги, стараясь не акцентировать на этом внимания, мимоходом заметил, что проработал фактически всю жизнь в строительных компаниях в Омске, с должности директора «Ремстройподряда» переехал в Москву. И устроился специалистом отдела ценообразования туристической компании Tez Tour. Спустя год уже возглавлял ее екатеринбургский филиал. «Главное ведь — высокая обучаемость, чему тут удивляться?!» — отвечает он прописной истиной.
Об основной стороне своей работы, ради которой остальные стремятся в турбизнес, — возможности ездить по миру, — руководители говорят с неохотой. Кстати, попытки выяснить, кто сколько стран посетил, и тем более сравнить, кто же больше, пришлось отбросить достаточно быстро из-за их полной бессмысленности. Руководители спрашивали: «А это обязательно считать?», потом, морща лоб, честно пытались припомнить. У всех получалась примерная цифра в несколько десятков. Летают действительно часто: «ДК» во время подготовки рейтинга составлял график командировок топ-менеджеров, чтобы понять, когда каждый из них будет в Екатеринбурге.
Но обязательно, как сговорившись, руководители убеждают, что ужасно устают от такого кочевого образа жизни. «В течение семи-десяти дней стараешься посетить до трех разных стран, осматриваешь отели, ведешь переговоры. В итоге спишь по два-три часа в сутки. Это ужасно выматывает», — добавляет Александр Лобанов. Вроде это не отдых совсем, да и вообще его не бывает. «Выбирая место отдыха, всегда приходится руководствоваться прагматичными соображениями — хотя бы оценить новый отель, чтобы потом предлагать его туристам», — делится опытом Ольга Свечкова.
Впрочем, так и осталось ощущение, что все они лукавят. Хотя бы потому, что, перейдя в туристический бизнес из других сфер, они больше никуда не собираются. Значит, такой образ жизни их все-таки устраивает.
Игорь Авдокушин, ЕБМТ «Спутник», директор
Сергей Бузько, «МИР», гендиректор
Наталья Бурцева, «ПАК Урал», гендиректор
Олег Воронин, «Урал Тур», директор
Ольга Голик, «Инна-Тур», директор филиала
Лиана Зиновьева, «Екатерина Тур», финдиректор
Наталия Извекова, «Пальма-Турс», гендиректор
Регина Климова, «Счастливый случай», директор
Наталья Конарева, «РоссТур», гендиректор
Марина Константинова, «Восток», директор
Василий Кривохижин, «Виста», гендиректор
Наталья Кулик, «Вавилон», директор
Наталья Ларионова, «Детское бюро путешествий», гендиректор Александр Лобанов, «Море Трэвел», директор
Наталья Малыгина, «Гринэкс Екатеринбург», директор по туризму
Зиновий Мартыненко, «Изба трэвел», директор
Алексей Мельман, «Зима-Лето», гендиректор
Елена Новикова, «ДЭНАС ТУР», замдиректора
Наталья Обожина, «Клуб Путешествий «Крылья», директор
Павел Оборин, «Оранж Тур», директор
Наталия Оборина, «ЭЛИТА Трэвэл», директор
Виталий Озеров, «Дива-Трэвел», руководитель представительства в Екатеринбурге
Екатерина Першина, «Капитал Тур Екатеринбург», гендиректор
Андрей Пиджаков, «Нева», директор представительства в Екатеринбурге
Анастасия Савинкова, «Малибу», директор
Елена Слободина, VKO GROUP (VKO TRAVEL/TRAVELLAND), руководитель представительства в Екатеринбурге
Анна Смирнова, НТК «Интурист», замдиректора департамента выездных программ по продвижению продукта
Вера Смирных, «Атлант+», директор
Елена Тарасовская, «Аскотель-Екатеринбург», директор по туризму
Светлана Тетерина, «AVS Форсаж Плюс», гендиректор
Алексей Фадин, «Ярмарка», гендиректор
Анастасия Черных, «Желтый чемодан», директор
Оксана Шатная, «Дрим Трэвел», руководитель отдела прямых продаж
Алексей Шумилов, «Аленат», директор
Пять признаков того, что вы — руководитель турфирмы
1 | Вы работаете в женском коллективе. |
2 | Вы были в Турции 42 раза и ни разу дольше трех дней. |
3 | Вы точно знаете динамику цен на авиатопливо и температуру воздуха в Испании. |
4 | Вы работаете до десяти вечера, потому что постоянно ведете переговоры с людьми в тех странах, где в это время еще день. |
5 | Один из ваших офисов, вероятнее всего, находится на улице Пушкина. |
Источник: результат собственных наблюдений «ДК».
директор сети агентств «ЭЛИТА Трэвэл»
Образование:
окончила УПИ, строительный факультет.
Карьера:
в 1991 г. после института работала по распределению в управлении капитального строительства Уралмашзавода, но в 1993 г. попала под сокращение. После чего два года была инструктором в совете Федерации детских организаций Свердловской области. В течение двух лет работала менеджером по туризму в компании «Юнона». Оттуда перешла заместителем директора в туристическую компанию «Катур». В 1999 г. в качестве наемного директора приняла управление компанией «ЭЛИТА Трэвэл», впоследствии выкупила все доли учредителей. Сегодня — единоличный владелец сети агентств.
Оборот компании в 2007 г. — 460 млн руб.
Количество отправленных туристов в 2007 г. — 18 987 человек.
директор представительства Natalie Tours
Образование:
в 1980 г. окончил УПИ, электротехнический факультет.
Карьера:
в течение 12 лет работал инженером на Уралчерметавтоматике. Во время перестройки решил изменить род деятельности — совместно с СП «Корус» запустил отдел туризма по приему иностранцев и организации для них программ приключенческого туризма (сам к тому времени был кандидатом в мастера спорта по туризму). Через несколько лет возглавил собственное агентство «УралИмпульсТур». Когда Natalie Tours начала искать региональных партнеров, предложил свою компанию в качестве кандидатуры. С тех пор возглавляет представительство этого федерального оператора в УрФО.
Данных по обороту нет.
гендиректор туристической компании «МИР»
Образование:
окончил УрГУ, химический факультет.
Карьера:
работал на Кировградском медеплавильном комбинате аппаратчиком, мастером, старшим мастером соляно-сульфатного цеха. Затем вторым, первым секретарем Кировградского горкома ВЛКСМ, зам. председателя бюро молодежного туризма «Спутник». Проработав там шесть лет, решил с несколькими сотрудниками создать свой бизнес. С 1991 г. — директор туристической фирмы «МИР», учрежденной группой физических лиц.
Данных по обороту нет.
руководитель филиала Tez Tour, директор ЕБМТ «Спутник»
Образование:
в 1987 г. окончил Омский политехнический институт, специальность — «Механическое оборудование автоматических установок».
Карьера:
до начала туристической деятельности работал мастером, а позже старшим мастером на Омском производственном авиационном объединении «Полет». Затем — председателем строительного кооператива «Меркурий», позже заместителем директора «Ремстройподряда». Сделав карьеру в строительстве, уехал в Москву, где устроился специалистом в отдел ценообразования компании Tez Tour. Через полгода возглавил этот отдел, а с 2004 г. переехал в Екатеринбург, чтобы стать руководителем местного филиала компании. Одновременно с тех пор работает на посту директора ЕБМТ «Спутник».
Оборот компании Tez Tour в Екатеринбурге в 2007 г. — 1 300 млн руб., ЕБМТ «Спутник» — 334 млн руб.
Количество отправленных туристов в 2007 г.: Tez Tour — 85 тыс. человек, ЕБМТ «Спутник» — 25 596 человек.
президент компании «Фонд Мира»
Образование:
окончил УПИ, специальность — «инженер промышленной теплоэнергетики».
Карьера:
два года после окончания института работал на кафедре в качестве инженера, после перешел на завод «333» инженером-конструктором. С 1984 г. был инженером-наладчиком в тресте «ОРГГАЗ», на три года (с 1988 по 1991 г.) менял должность на инструктора идеологического отдела в Октябрьском райкоме КПСС. После вернулся в трест уже заместителем управляющего. В 1992 г. на два года вступил в должность директора ООО «Уралсила». После чего перешел в туризм — с 1994 г. и до сих пор возглавляет ООО «Турфирма «Фонд Мира».
Оборот компании в 2007 г. — 1 196 млн руб.
Количество отправленных туристов в 2007 г. — 70 948 человек.
директор «Оранж Тур»
Образование:
в 1994 г. окончил УГТУ-УПИ, радиотехнический факультет, специальность — «радиоинженер». В 2007 г. получил второе высшее образование в УрГЭУ (экономист по специальности «Финансы и кредит»).
Карьера:
после окончания УПИ работал в нескольких мелких торгово-посреднических компаниях в качестве менеджера. В туристическую отрасль попал в октябре 1999 г., устроившись в турфирму «ЭЛИТА Трэвэл». С 2001 г. стал заместителем директора, а с 2004 г. уже финансовым директором группы компаний «ЭЛИТА Трэвэл». С 2005 г. возглавляет компанию «Оранж Тур».
Оборот компании в 2007 г. — 1 000 млн руб.
Количество отправленных туристов в 2007 г. — 70 тыс. человек.
директор «Клуба Путешествий «Крылья»
Образование:
в 1993 г. окончила УрГУ, филологический факультет.
Карьера:
до 1995 г. работала в сфере образования — преподавателем культуры речи в УрГУ и ассистентом кафедры литературы и методики ее преподавания в спецшколе (Государственный педагогический институт). В сфере туризма оказалась в 1995 г., начав работать в бюро международного туризма «Спутник» сперва зав. отделом информации, впоследствии — заместителем директора ТОО «Екатеринбургское БМТ «Спутник» и директором по туризму. Проработав некоторое время советником генерального директора ОАО АК «Уральские авиалинии», в 2003 году организовала и возглавила дочернюю компанию — ООО «Клуб Путешествий «Крылья».
Оборот компании в 2007 г. — 1 189 млн руб.
Количество отправленных туристов в 2007 г. — 19 500 человек.
коммерческий директор «Море Трэвел»
Образование:
в 1995 г. окончил УГТУ-УПИ, механико-машиностроительный факультет, в 2000 г. — Российскую экономическую академию им. Плеханова (специальность — «Финансовый менеджмент»).
Карьера:
год после окончания УГТУ-УПИ проработал специалистом отдела ценных бумаг коммерческого банка «ГРАН». Позже три года был специалистом группы сборов отдела взаиморасчетов аэропорта Кольцово. В 2000 г. перешел работать в «Уральские авиалинии», вначале начальником отдела управления ресурсами, далее начальником отдела маркетинга и затем — начальником службы развития авиакомпании. В 2005 г. стал директором международного туроператора ООО «Европорт», через год — директором международного туроператора ООО «Море Трэвел», сейчас занимает пост ее коммерческого директора и ведет дополнительные проекты.
Оборот компании в 2007 г. — 623 млн руб.
Количество отправленных туристов в 2007 г. — 37 834 человека.
зам. директора департамента выездных программ по продвижению продукта ОАО «Национальная Туристическая Компания «Интурист»
Образование:
в 2000 г. окончила УрГУ, факультет культурологии, специальность — «Социально-культурный сервис и туризм».
Карьера:
начала работу в туризме в компаниях «Интурлайн» и «Интурлайн-99», от помощника менеджера выросла до заместителя директора. В 2003 г. перешла в образовавшийся «Клуб Путешествий «Крылья» в качестве старшего менеджера. Затем два года занимала пост директора по туризму в компании «Карлсон Туризм Урал». С 2006 по 2008 г. была директором тюменского офиса, а впоследствии директором всего Уральского региона компании «Ривьера». После покупки компании оператором «Интурист» в новообразовавшейся организации стала зам. директора департамента выездных программ по продвижению продукта ОАО «Национальная Туристическая Компания «Интурист»
Оборот компании «Ривьера» в 2007 г. — 357 млн руб.
Количество отправленных туристов в 2007 г. — 18 тыс. человек.
вице-президент компании «Фонд Мира»
Образование:
в 1988 г. получила диплом УГТУ-УПИ (строительный факультет, специальность — «Рациональное использование водных ресурсов и обезвреживание промышленных стоков»).
Карьера:
после окончания учебы еще на четыре года осталась в вузе, вначале зам. секретаря по интернациональной работе комитета ВЛКСМ, позже — сотрудником международного отдела УПИ. С 1993 по 1997 г. замещала директора ООО «Фирма «Интер-Сервис» (компания развивала несколько направлений деятельности, Ольга Свечкова отвечала за туристическое). Ушла оттуда в 1997 г. и с тех пор занимает пост вице-президента компании «Фонд Мира».
Оборот компании в 2007 г. — 1 196 млн руб.
Количество отправленных туристов в 2007 г. — 70 948 человек.
генеральный директор туристического агентства «Виста»
Образование:
в 1982 г. окончил Московский институт химического машиностроения, специальность — «инженер-механик».
Карьера:
два года проработал на Уральском заводе химического машиностроения инженером-конструктором отдела рулонированных сосудов высокого давления. Позже два года был зам. секретаря комитета комсомола этого завода. В туризме начал работать с 1986 г., в течение пяти лет занимал должность заведующего отделом, а позже — заместителя председателя бюро молодежного международного туризма «Спутник». В 1991-1992 гг. — директор турфирмы «Урал Тур». С 1992 г. — генеральный директор международного туристического агентства «Виста».
Оборот компании в 2007 г. — 450 млн руб.
Количество отправленных туристов в 2007 г. — 70 948 человек.
директор компании «Море Трэвел»
Образование:
в 2002 г. окончил Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет, специальность — «Менеджмент».
Карьера:
начал карьеру, еще будучи студентом, в сети ресторанов быстрого обслуживания «Макдоналдс» (сотрудник бригады ресторана). На последнем курсе «случайно» устроился специалистом коммерческого отдела туристической компании «Ривьера». В 2004 г. переехал в Екатеринбург и занял аналогичную должность в местном отделении компании. Через год стал коммерческим директором «Море Трэвел», в 2008 г. — ее директором.
Оборот компании в 2007 г. — 623 млн руб.
Количество отправленных туристов в 2007 г. — 37 834 человека.
генеральный директор УК «Виста»
Образование:
в 2000 г. окончил Санкт-Петербургский государственный технический университет, специальность — «инженер-гидротехник».
Карьера:
совмещал учебу с работой менеджера в ЗАО «Балтик Трэвел Компани» и старшего менеджера в Russian Travel Service Inc. (в Санкт-Петербурге). Позже стал директором по развитию вначале в ООО «Специальные Экспедиции», позже — в ООО «Ривьера Трэвел». В 2003 г. переехал в Екатеринбург и занял пост директора компании «Ривьера Трэвел» по Уральскому региону. Через два года — генеральный директор компании «Море Трэвел». С 2007 г. — директор по развитию НП ОЗ «ФИНПРОМКО», с 2008 г. совмещает эту деятельность с должностью генерального директора управляющей компании «Виста».
Оборот компании в 2007 г. — 450 млн руб.
Количество отправленных туристов в 2007 г. — 70 948 человек.