Отношения между «УА» и Кольцово осложнились год назад, после покупки группой «Ренова» одного из акционеров аэропорта — авиакомпании «Авиапрад». В 2006 г. Кольцово повышал топливный сбор, пытался
Отношения между «УА» и Кольцово осложнились год назад, после покупки группой «Ренова» одного из акционеров аэропорта — авиакомпании «Авиапрад». В 2006 г. Кольцово повышал топливный сбор, пытался перераспределить самые рентабельные слоты на московском направлении в пользу «Авиапрада», отказывался обслуживать самолеты Ил-86 «Уральских авиалиний». В результате разбирательств с ФАС, вмешательства Минтранса и областных властей конфликт урегулировали в пользу «УА». Михаилу Максимову предложили работу в московской структуре. Почему, казалось бы, опальный менеджер пошел на повышение, «ДК» попытался выяснить у него самого.
Впрочем, г-н Максимов говорил больше о губернаторе, чем о себе, упирал на идею лидерства Свердловской области и отмежевывался от своих радикальных действий в адрес «УА».
Вашу карьеру за последние несколько месяцев можно назвать головокружительной.
— Возможно, я как-то о карьере не думал никогда. И наверное, нельзя сказать, что уже сделал карьеру. Еще нужно конкретными результатами, которые Эдуард Россель ждет от министерства экономики, оправдать доверие, оказанное губернатором. Больше надо о деле думать, поменьше о карьере.
Чем вы занимались после ухода с должности директора аэропорта Кольцово?
— Поступило предложение возглавить ФГУП «Администрация гражданских аэропортов» (Москва). Кольцово для меня как проект шел в текущем режиме. Во ФГУП ситуация более динамичная — реформируется отрасль гражданских аэропортов, приводится в надлежащее состояние инфраструктура аэродромов — пока она не соответствует должному уровню.
И какие задачи перед вами как министром поставил губернатор?
— Главное сейчас — выяснить, какие отрасли экономики у нас недостаточно развиваются, но могли бы внести свою лепту в общее дело. Второе — определиться с конкурентными преимуществами региона, повысить его инвестиционную привлекательность для крупных инвесторов.
Кто по планам станет инвестором? Крупные корпорации?
— Неважно кто, главное, чтобы для них были созданы комфортные условия. И местный бизнес у нас в состоянии осуществить огромное число проектов, многие из которых он сам и профинансирует. Чтобы облегчить инвесторам жизнь, надо работать с транспортными ограничениями, проблемами в энергетике. Инфраструктура должна расти опережающими темпами. Не в предпринимателях вопрос, а в идее. В дефиците идеи и качественная инфраструктура, а не инвесторы.
Выбираем стратегию развития, но пока окончательный анализ не закончен, я бы не хотел забегать вперед. У нас есть проблема рискованного стартапа, сложности в подготовке документации, нет инфраструктуры — вот на этих вопросах сосредоточимся. Поддержим те отрасли, которые не в лучшем состоянии. И через пять-десять лет они смогут внести существенный вклад в валовой региональный продукт.
Почему не хотите озвучить конкретные данные?
— Наверное, слишком глобальные задачи стоят, поэтому хочется мыслить масштабно, на несколько лет вперед.
Областное министерство — это не бизнес, где все понятно: столько вложил, столько заработал — и вот результат. У власти сейчас другие цели. Есть установка на социально ориентированную политику за счет роста экономики. Просто заработать деньги легко. А сделать жизнь страны, со всеми накопленными за годы проблемами, лучше — это непросто. Поэтому нас мало интересуют частные показатели, для нас важнее картина в целом.
Область сейчас перешла на новый этап. В 90-е гг. перед правительством стояла задача сохранить промышленность, бизнес, инфраструктуру. В отличие от многих регионов, Свердловской области это удалось, причем большая заслуга принадлежит власти. А сейчас стоит задача развить сохраненное.
Какие проекты министерства экономики вы видите первостепенными для себя?
— Я выясняю, где требуется наша поддержка, смотрю на то, какой будет экономика области, какие ограничения в настоящий момент у нас существуют. Может возникнуть вопрос — из каких источников финансировать, но сейчас на федеральном уровне работает огромное количество национальных программ, в части из них мы можем занять свою нишу.
Вы предпочли работе в бизнесе карьеру чиновника. Почему?
— С точки зрения масштаба задачи мне здесь интереснее. Я имею дело со сложными процессами. Власти нужны руководители, которые способны справляться с поставленными перед ними задачами. Как появился такой специалист — второстепенно.
Минэкономики считается одним из ключевых, потому что распределяет бюджет области. Вы что-то хотели бы изменить в системе бюджетирования?
— Главное — определить приоритеты бюджета. Сейчас он на 70% социально ориентированный, остальное идет на поддержку отдельных секторов экономики. Вторая часть должна усиливаться.
Есть информация, что вы по «наследству» от Галины Ковалевой1 получите пост председателя совета директоров СБ «Губернский».
— Это пока еще не решено.
Бизнес приходит во власть, как правило представляя чьи-то интересы: отрасли, региона и пр. Вы проводник чьих интересов?
— Вероятно, раньше чиновники представляли чьи-то интересы. Но современный курс не дает такой возможности. Президент оценивает качество работы органов власти по конкретным показателям, которые свидетельствуют об изменениях в уровне жизни людей.
Логика представления интересов сама по себе ошибочная. Менеджер либо справляется с задачами, либо нет. Задачу создать лучший в стране аэропорт успешно решили благодаря совместной работе губернатора и частного инвестора.
Вас называют человеком Вексельберга
— Это домыслы, я работаю в команде губернатора.
Курсировало много разной информации, когда вы ушли с поста директора Кольцово. В чем была цель вашего конфликта с «Уральскими авиалиниями»?
— Да не было у нас конфликтной ситуации! Стоит задача — сделать из аэропорта крупнейший транспортный узел, пункт, через который можно попасть в любой город страны. Поэтому и шло активное подталкивание к решению этой задачи. Конечно, авиакомпании трудно развивать маршрутную сеть, это сложный бизнес со множеством ограничений.
Как могло повлиять на решение этой задачи то, что блокировались исторические слоты «УА»?
— Это ваша подача ситуации. У нас была другая позиция. Надо помогать развиваться новому. А если нет таких планов, вас может опередить кто-то другой, об этом не надо забывать. Упущенная возможность не повторяется: важно мобильно реагировать и наращивать географию полетов.
Чтобы маршрутная сеть аэропорта стала лучшей в РФ, мы будем искренне помогать «УА» стать лучшей авиакомпанией. Сейчас планы таковы, чтобы Екатеринбург занял свое место на авиарынке после Москвы. Если мы не подсуетимся, то никого не опередим. Другие регионы ведь тоже не спят. Возьмите Калининград — там единовременно закупили двенадцать «боингов».
То есть вы действовали не в интересах «Авиапрада»? А ратовали за то, чтобы в аэропорту было больше перевозчиков?
— Я не хочу опускаться в детали. Я вам ясно объяснил стратегию развития этой отрасли. Задача — воспользоваться теми преимуществами, которые появились благодаря четкой логике губернатора.
Вы постоянно ссылаетесь на мнение губернатора. Но г-н Россель публично критиковал вас за конфликтную ситуацию с «УА», говорил о том, что вы принимали меры, ведущие, цитирую, «к уничтожению «УА». А затем взял вас к себе...
— Вот вы мне задаете такие вопросы, как на кухне. Скатываетесь на уровень несущественных эпизодов и моментов. Не надо жить одним моментом, думайте о том, что с вами будет через пять лет! Через пять лет никто не вспомнит, кто, что и о чем сказал, а будет видно — есть результат или нет. Я вам еще раз говорю, как стратегически должно все это развиваться. А пытаться спустить все на уровень дрязг — это неправильно. Важно любыми путями выйти к решению стратегической задачи, поскольку это подтолкнет развитие экономики региона и повлияет на решение инвесторов — работать у нас или нет.
То есть противоречий с губернатором не было?
— Никогда у нас не было разногласий с Эдуардом Эргартовичем в отношении того, что должно быть сделано в Екатеринбурге. И у него, и у меня были всегда одинаковые цели в части развития аэропорта. И «УА» будут активно участвовать в этом процессе.
Правда, что появление в Кольцово еще одного перевозчика — «Авиапрада» — инициировали вы?
— Вы меня не очень слышите. Вы пытаетесь гадать, глядя на сегодняшнюю картинку. Смотрите подальше! И смотрите на все шаги именно в свете будущего.
Но демон в мелочах. Пытаюсь понять, почему губернатор нанял именно вас на эту должность.
— Главное — единая команда и цель, которая есть и которую губернатор четко представляет. Мы должны стать деловой столицей. Питер — культурная, Москва — политическая.
Что вы считаете вашим основным достижением на посту директора аэропорта Кольцово?
— Наши достижения скромны, основное сделал губернатор. Он ставит задачу создать на базе аэропорта современный инфраструктурный комплекс. Когда есть воля власти и инвестор, возможности безграничны.
Губернатор в последнее время говорит о таком явлении, как частно-государственное партнерство. Можно ваше появление в правительстве считать его результатом?
— Существуют проекты, которые нельзя воплотить только при участии частного капитала, поскольку они связаны с инфраструктурными проблемами. Тогда и возникает такая форма: государство не управляет процессом, но поддерживает его деньгами, преференциями, дает капиталу гарантии. Государство всегда на стороне общества, а бизнес всегда эти проекты будет рассматривать по критериям доходности.
1 Предшественник Михаила Максимова на посту министра экономики и труда Свердловской области.