Меню

Михаил Виноградов о губернаторах и элитах

По мнению Михаила Виноградова, с приближением федеральных выборов Кремль будет оценивать глав регионов по критерию «популярность у населения», который многие политики до сих пор не учитывали.

 
 
Никто не знает, каким должен быть по-настоящему эффективный региональный лидер. Состояние экономического сектора в данном случае не показатель. С точки зрения местных элит, успех губернатора зависит от его лоббистских возможностей, позволяющих привлекать федеральные деньги. С точки зрения федерального центра, ключевая задача губернатора – успешно проводить избирательные кампании и минимизировать поток негативных новостей из региона. В этом смысле Свердловская область выглядит неблагополучно. В марте 2010 г. «Единая Россия» потеряла свои позиции в местном Законодательном собрании. Муниципальные выборы тоже были проблемными. И мы видели множество конфликтных ситуаций – большинство из них касалось отношений между областной и городской властью. Тут и провальный проект «Большой Екатеринбург», и борьба за отставку мэра.
 
Г-н Мишарин, которого федеральный центр не снабдил точными инструкциями, как вести себя с региональной политической элитой, первый год своего правления занимался зачистками старой управленческой команды. Но я сомневаюсь, что муниципальная власть ему повиновалась. На первый взгляд, в поединке с Аркадием Чернецким губернатор одержал верх. Но это – пиррова победа. Потому что явку бюджетников на выборах обеспечивает администрация города. И замена мэра в этом смысле ничего не решает. Если губернатор хочет, чтобы партия власти не теряла очки, ему придется договариваться с городскими чиновниками, курирующими выборы.
 
Могут ли Александра Мишарина отозвать до окончания губернаторского срока? Теоретически – да. Кремль дает понять, что неприкасаемых нет. Мы видели, как сняли губернатора Амурской области Николая Колесова и Александра Тишанина в Иркутске. Лишиться своего поста может любой руководитель региона, не оправдавший ожиданий. При этом в Кремле понимают, что Свердловская область – регион, больше других пострадавший от кризиса, поэтому не требуют от губернатора невозможного. Кроме того, существует множество препятствий к активному поиску федеральным центром замены для руководителя, назначенного сравнительно недавно. Главная из них заключается в том, что Свердловская область – территория, где любой новый губернатор обречен на конфликт с местной элитой. В случае ухода Мишарина поиск компромисса со всеми заинтересованными сторонами придется начинать сначала. Этот процесс может занять длительное время. Но чем больше сил тратится на поиски кандидата, тем выше риск, что решение окажется неудачным.
 
Назначение Александра Мишарина губернатором – не первый случай, когда центр командирует в регион железнодорожника. Самым громким и неоднозначным стало назначение на пост губернатора Иркутской области Александра Тишанина, вице-президента ОАО РЖД. Иркутская область – регион, где трудно работать, не договорившись с местными элитами, а Тишанин представлял организацию с жесткой дисциплиной, где приказы начальства не обсуждаются. Поэтому выбор Кремля оказался неудачным – следовало назначить человека, которого местные олигархи считали своим (или хотя бы менее чуждого, чем Тишанин). Губернатор свердловской области действовал так же. Сейчас г-н Мишарин ремонтирует имидж. Сравнение с коллегами из соседних регионов пока не в его пользу. У каждого из уральских губернаторов есть сильные стороны. Юревич – молодой, энергичный и с современным бизнесовым мышлением. Показал себя как гибкий политик, готовый к компромиссам. Чиркунов – прогрессивный либерал, возит в Пермь иностранных инвесторов, хочет сделать город культурной столицей. У Александра Мишарина, на мой взгляд, нет яркой черты, которую можно было бы выделить. Возможно, это свидетельствует о том, что его достижения еще впереди.