Меню

Михаил Вяткин: «Многие объекты «сотни ШОС» строить не стоило»

Среда, 10 июня, вторая половина дня. Канун саммита ШОС. Время, когда Михаил Вяткин может сказать: «Мы сделали все, что могли», завершив фразу восклицательным или вопросительным знаком. Косметически

В минувшую среду завершилась подготовка к саммиту ШОС инфраструктуры Екатеринбурга — дорог, зданий и сооружений. За изменениями в городском ландшафте два года пристально следил главный архитектор Михаил Вяткин. Корреспонденты «ДК» попросили его поделиться выводами.

Среда, 10 июня, вторая половина дня. Канун саммита ШОС. Время, когда Михаил Вяткин может сказать: «Мы сделали все, что могли», завершив фразу восклицательным или вопросительным знаком. Косметический ремонт имиджа, растянувшийся на два года, позади. Самое время вспомнить хронику этих лет.

— Завтра прекращаются работы на объектах, расположенных вдоль гостевых маршрутов, — говорит Михаил Вяткин, мысленно подводя черту под результатами совместных усилий. — Если еще что-то успеют доделать, то только сегодня.

Вы довольны тем, что получилось?

— Конечно. Как главного архитектора Екатеринбурга, меня не очень интересует, какие именно решения примут на саммите ШОС, это лишь одно из мероприятий, проводимых в городе. Но радует, что Екатеринбург стал лучше.

Вы говорили про 100 объектов ШОС, подготовку которых контролировала городская администрация. Давайте «пройдемся по списку».

— Этот перечень появился в 2007 г. и несколько раз корректировался. Мы должны были подготовить 100 с лишним объектов, знаковых для города, большая часть которых находится вблизи маршрутов участников ШОС. Здесь и здания, и дороги, и территории, нуждавшиеся в благоустройстве.

Маршрут передвижения гостей был известен заранее?

— Из аэропорта Кольцово ведет только одна дорога. (Смеется.) Мы прикинули оценочно, какие объекты могут попасть в поле зрения президентов (новое здание «Антея», например, вообще отовсюду видно), и сформировали общий список. Эти два года работал городской штаб по подготовке к ШОС под руководством Аркадия Михайловича Чернецкого. Прошло четыре или пять заседаний

Как это выглядело?

— Мы вызывали застройщиков и просили составить график — в какой стадии будет строительство их объектов к началу ШОС. Потом поэтапно контролировали. Кто-то только получал землеотвод или разрабатывал проектную документацию. Строительству требовалось ускорение, чтобы к началу саммита все было готово.

В чем заключалось ускорение?

— Все строители и заказчики, я думаю, прониклись идеей подготовки к ШОС. Раньше мы застройщиков строго не контролировали, просто ждали, когда они завершат свои объекты. Не подгоняли. Опаздываешь — твои проблемы. Тем более что затягивать срок строительства невыгодно. А на совещаниях по объектам ШОС уже досконально разбирались, почему компания выбилась из графика: либо сам виноват, либо есть объективные причины. Вот ситуация. Две фирмы — «Арина» и «Компания № 7» — строили дома по соседству. А поскольку между собой у них вышел конфликт, то работать друг другу они не давали. При этом оба объекта — в списке к ШОС. Приходилось разбираться.

Как миротворцы?

— Как миротворцы в том числе. Да и сами себя мы подгоняли. Не дай бог кто-то сказал бы: «Михаил Борисович, по твоей вине не выделен землеотвод» или «Ты тянешь с разрешением на строительство» Естественно, я своих сотрудников тоже накачал, чтобы никаких задержек не было (это не означает, разумеется, что других мы динамили), но объектам ШОС дали зеленую улицу. Это так.

Это касалось не только оформления документов, но и в целом координации усилий? Вы, наверное, вели переговоры с монополистами — энергетиками, водоканалом, еще с кем-то, чтобы помочь застройщикам

— Без помощи они бы не обошлись. У нас же строительство — процесс, сопряженный с большим количеством организаций, которые в нем задейст­вованы. Хорошо, когда попадается толковый застройщик, а при нем — главный инженер, знакомый со всеми вопросами. В прежние времена у каждого предприятия существовало УКС (управление капитального строительства. — Прим. ред.) или ОКС (отдел капитального строительст­ва. — Прим. ред.), где работали грамотные люди. Они знали, в каких инстанциях надо решать вопросы. А сегодня у застройщика вообще никого нет. Он сам бегает туда-сюда

Сплошная суета.

— Сплошная суета, совершенно верно. Причем иногда доходит до абсурда

Например?

— Например, застройщики уверены, что хождением по кабинетам ничего не добиться и все устраивается благодаря личным договоренностям. Потому что не знают, в какую дверь постучаться. Если чиновник располагает временем, он постарается объяснить: «Уважаемый, тебе нужно не в этот комитет и даже не в администрацию города, а совсем в другое место. Ты должен принести такие-то документы, сделать то-то и то-то». Но обычно времени нет. Человеку просто говорят: «Извини, ты пришел не по адресу». И тут начинаются крики: «Меня все время куда-то посылают! Они — вымогатели, хотят денег!» А сам — дурак (извините, конечно) и просто не удосужился разобраться. Хотя, казалось бы, чего проще: если не понимаешь, найми специалиста — он тебе все сделает. Создай УКС, создай ОКС. Кто сегодня из больших инвесторов создал себе хорошие ОКСы-УКСы? Единицы

А были случаи, когда у собственника уже куплен участок и готов проект, но ему сказали: «Подождите, строительство пока не начинайте, вот ШОС пройдет, тогда и стройте»?

— Такие случаи касаются тех, кто к ШОС совершенно ничего не успевал. В том месте, где сейчас гостиница «Рамада», только с противоположной стороны озера, фирма «Московский» хотела строить свой гостиничный центр. Сначала мы их приглашали, спрашивали: когда начнете? Но они все не успевали, не успевали, не успевали, может быть, денег не хватало Наконец мы им сказали: даже не пытайтесь, что толку, только яму разроете Некоторые, кстати, «Рифей-Строй» например, сами предложили, чтобы их исключили из списка: чувствовали, что не потянут. За два года перечень объектов, конечно, изменился. Одно время мы даже хотели его сократить. Но потом решили — тогда застройщики расслабятся и совсем ничего не сделают. Вот фирма «Русь (Екб)» свое здание выстроила, мы их только попросили — сделайте благоустройство территории перед зеркальным фасадом, чтобы болота не было. Если бы этот объект в списках к ШОС не значился, благоустройство они отложили бы до осени.

А есть «двоечники», которые пообещали и не сделали?

— Вот, чтобы далеко не ходить владелец компании «Альфа Моторс» уверял, что один из трех автосалонов к ШОС обязательно запустит, а у второго — оформит фасад. Но, увы Мы видим лишь каркас здания, прикрытый баннером, а рядом — страшненький забор и кучу мусора. Больше ничего от этого человека не добились. Или вот «Спортинвест» просил-вымаливал: дайте мне площадку под строительство, все сделаю. Мы его честно предупреждали: не успеешь. Но он все-таки продавил разрешение на вырубку деревьев. Что мы получили? Он вырубил лес с правой стороны дороги Видели, наверное, как едете из города? И больше ничего не сделал. Теперь — ни леса, ни здания.

В подготовке инфраструктуры, которую предполагалось задействовать для нужд ШОС, менялись приоритеты? Например, до ШОС планировали строить одни объекты, а потом взялись за другие

— План на 2008 и 2009 гг. устанавливался уже с учетом ШОС. Если и были какие-то изменения, то в пределах генплана.

По общему мнению, архитектура Екатеринбурга меняется только в одном направлении. Новые здания — бетонный каркас, затянутый стеклом, — безлики и похожи друг на друга. Все это лишает город изюминки.

— Перебарщивать, конечно, нельзя. Но нам влиять на этот процесс достаточно сложно. Моя позиция, как главного архитектора, — особо не вмешиваться в архитектуру объектов. На Западе в муниципалитетах вообще нет такой должности — главный архитектор. Там все решает заказчик. Нанимая архитектора, он уже знает, на что тот способен. Просто культура наших заказчиков пока очень (подыскивает слово) своеобразна. Им кажется, что в городе недостает именно такой «фужерной», как я ее называю, архитектуры. И предлагают только такие проекты. Каждый раз ведь не будешь заставлять переделывать, это уже ограничение их прав.

В некоторых городах, например в Нижнем Новгороде, главный архитектор очень даже вмешивается в планы застройщиков. Вы бы каким хотели видеть город, будь ваша воля?

— Уравновешенным. Сейчас, кстати, появляется много интересных проектов. Уже и заказчики двинулись в сторону настоящей архитектуры. Пример, кстати, шосовский объект. Фирма «Мета» собиралась строить жилой дом на углу улиц Фурманова — Белинского. Тоже — стеклянные фасады. Но ничего у них не получалось, пока не появился новый инвестор, который поменял архитектора. А тот предложил решение в таком монументальном псевдосталинском стиле.

Почему в Екатеринбурге, столице конструктивизма, не используются традиции 1920-1930-х гг. в архитектуре?

— Конструктивизм — очень аскетичный стиль. А заказчикам, воспитанным на советской архитектуре, упрощенной и примитивной, хочется контраста — так появилось стекло, бетон и металл. Или они кидаются в другую крайность — воскрешают колонны, гипсовую лепнину на фасадах и другие декоративные элементы, время которых ушло. А теперь нужно искать иные выразительные образы. И я — за возрождение конструктивизма в современной архитектуре. Все жду, кто из молодежи сумеет как-то по-новому все это осмыслить и применить.