Среда, 10 июня, вторая половина дня. Канун саммита ШОС. Время, когда Михаил Вяткин может сказать: «Мы сделали все, что могли», завершив фразу восклицательным или вопросительным знаком. Косметически
Среда, 10 июня, вторая половина дня. Канун саммита ШОС. Время, когда Михаил Вяткин может сказать: «Мы сделали все, что могли», завершив фразу восклицательным или вопросительным знаком. Косметический ремонт имиджа, растянувшийся на два года, позади. Самое время вспомнить хронику этих лет.
— Завтра прекращаются работы на объектах, расположенных вдоль гостевых маршрутов, — говорит Михаил Вяткин, мысленно подводя черту под результатами совместных усилий. — Если еще что-то успеют доделать, то только сегодня.
— Конечно. Как главного архитектора Екатеринбурга, меня не очень интересует, какие именно решения примут на саммите ШОС, это лишь одно из мероприятий, проводимых в городе. Но радует, что Екатеринбург стал лучше.
— Этот перечень появился в 2007 г. и несколько раз корректировался. Мы должны были подготовить 100 с лишним объектов, знаковых для города, большая часть которых находится вблизи маршрутов участников ШОС. Здесь и здания, и дороги, и территории, нуждавшиеся в благоустройстве.
— Из аэропорта Кольцово ведет только одна дорога. (Смеется.) Мы прикинули оценочно, какие объекты могут попасть в поле зрения президентов (новое здание «Антея», например, вообще отовсюду видно), и сформировали общий список. Эти два года работал городской штаб по подготовке к ШОС под руководством Аркадия Михайловича Чернецкого. Прошло четыре или пять заседаний
— Мы вызывали застройщиков и просили составить график — в какой стадии будет строительство их объектов к началу ШОС. Потом поэтапно контролировали. Кто-то только получал землеотвод или разрабатывал проектную документацию. Строительству требовалось ускорение, чтобы к началу саммита все было готово.
— Все строители и заказчики, я думаю, прониклись идеей подготовки к ШОС. Раньше мы застройщиков строго не контролировали, просто ждали, когда они завершат свои объекты. Не подгоняли. Опаздываешь — твои проблемы. Тем более что затягивать срок строительства невыгодно. А на совещаниях по объектам ШОС уже досконально разбирались, почему компания выбилась из графика: либо сам виноват, либо есть объективные причины. Вот ситуация. Две фирмы — «Арина» и «Компания № 7» — строили дома по соседству. А поскольку между собой у них вышел конфликт, то работать друг другу они не давали. При этом оба объекта — в списке к ШОС. Приходилось разбираться.
— Как миротворцы в том числе. Да и сами себя мы подгоняли. Не дай бог кто-то сказал бы: «Михаил Борисович, по твоей вине не выделен землеотвод» или «Ты тянешь с разрешением на строительство» Естественно, я своих сотрудников тоже накачал, чтобы никаких задержек не было (это не означает, разумеется, что других мы динамили), но объектам ШОС дали зеленую улицу. Это так.
— Без помощи они бы не обошлись. У нас же строительство — процесс, сопряженный с большим количеством организаций, которые в нем задействованы. Хорошо, когда попадается толковый застройщик, а при нем — главный инженер, знакомый со всеми вопросами. В прежние времена у каждого предприятия существовало УКС (управление капитального строительства. — Прим. ред.) или ОКС (отдел капитального строительства. — Прим. ред.), где работали грамотные люди. Они знали, в каких инстанциях надо решать вопросы. А сегодня у застройщика вообще никого нет. Он сам бегает туда-сюда
— Сплошная суета, совершенно верно. Причем иногда доходит до абсурда
— Например, застройщики уверены, что хождением по кабинетам ничего не добиться и все устраивается благодаря личным договоренностям. Потому что не знают, в какую дверь постучаться. Если чиновник располагает временем, он постарается объяснить: «Уважаемый, тебе нужно не в этот комитет и даже не в администрацию города, а совсем в другое место. Ты должен принести такие-то документы, сделать то-то и то-то». Но обычно времени нет. Человеку просто говорят: «Извини, ты пришел не по адресу». И тут начинаются крики: «Меня все время куда-то посылают! Они — вымогатели, хотят денег!» А сам — дурак (извините, конечно) и просто не удосужился разобраться. Хотя, казалось бы, чего проще: если не понимаешь, найми специалиста — он тебе все сделает. Создай УКС, создай ОКС. Кто сегодня из больших инвесторов создал себе хорошие ОКСы-УКСы? Единицы
— Такие случаи касаются тех, кто к ШОС совершенно ничего не успевал. В том месте, где сейчас гостиница «Рамада», только с противоположной стороны озера, фирма «Московский» хотела строить свой гостиничный центр. Сначала мы их приглашали, спрашивали: когда начнете? Но они все не успевали, не успевали, не успевали, может быть, денег не хватало Наконец мы им сказали: даже не пытайтесь, что толку, только яму разроете Некоторые, кстати, «Рифей-Строй» например, сами предложили, чтобы их исключили из списка: чувствовали, что не потянут. За два года перечень объектов, конечно, изменился. Одно время мы даже хотели его сократить. Но потом решили — тогда застройщики расслабятся и совсем ничего не сделают. Вот фирма «Русь (Екб)» свое здание выстроила, мы их только попросили — сделайте благоустройство территории перед зеркальным фасадом, чтобы болота не было. Если бы этот объект в списках к ШОС не значился, благоустройство они отложили бы до осени.
— Вот, чтобы далеко не ходить владелец компании «Альфа Моторс» уверял, что один из трех автосалонов к ШОС обязательно запустит, а у второго — оформит фасад. Но, увы Мы видим лишь каркас здания, прикрытый баннером, а рядом — страшненький забор и кучу мусора. Больше ничего от этого человека не добились. Или вот «Спортинвест» просил-вымаливал: дайте мне площадку под строительство, все сделаю. Мы его честно предупреждали: не успеешь. Но он все-таки продавил разрешение на вырубку деревьев. Что мы получили? Он вырубил лес с правой стороны дороги Видели, наверное, как едете из города? И больше ничего не сделал. Теперь — ни леса, ни здания.
— План на 2008 и 2009 гг. устанавливался уже с учетом ШОС. Если и были какие-то изменения, то в пределах генплана.
— Перебарщивать, конечно, нельзя. Но нам влиять на этот процесс достаточно сложно. Моя позиция, как главного архитектора, — особо не вмешиваться в архитектуру объектов. На Западе в муниципалитетах вообще нет такой должности — главный архитектор. Там все решает заказчик. Нанимая архитектора, он уже знает, на что тот способен. Просто культура наших заказчиков пока очень (подыскивает слово) своеобразна. Им кажется, что в городе недостает именно такой «фужерной», как я ее называю, архитектуры. И предлагают только такие проекты. Каждый раз ведь не будешь заставлять переделывать, это уже ограничение их прав.
— Уравновешенным. Сейчас, кстати, появляется много интересных проектов. Уже и заказчики двинулись в сторону настоящей архитектуры. Пример, кстати, шосовский объект. Фирма «Мета» собиралась строить жилой дом на углу улиц Фурманова — Белинского. Тоже — стеклянные фасады. Но ничего у них не получалось, пока не появился новый инвестор, который поменял архитектора. А тот предложил решение в таком монументальном псевдосталинском стиле.
— Конструктивизм — очень аскетичный стиль. А заказчикам, воспитанным на советской архитектуре, упрощенной и примитивной, хочется контраста — так появилось стекло, бетон и металл. Или они кидаются в другую крайность — воскрешают колонны, гипсовую лепнину на фасадах и другие декоративные элементы, время которых ушло. А теперь нужно искать иные выразительные образы. И я — за возрождение конструктивизма в современной архитектуре. Все жду, кто из молодежи сумеет как-то по-новому все это осмыслить и применить.