Саморегулируемые организации оказались удобным средством общения с застройщиками, рассказал Михаил Жеребцов. В частности, благодаря инициативам СРО министерство строительства предельно подробно ос
Саморегулируемые организации оказались удобным средством общения с застройщиками, рассказал Михаил Жеребцов. В частности, благодаря инициативам СРО министерство строительства предельно подробно осведомлено о проблемах рынка, утверждает он:
— Пока отрасль идет хорошими темпами. В первом квартале в Свердловской области ввели в эксплуатацию 205 тыс. кв. м жилья. Это 12% от плана на этот год. Нормальный показатель. В первом квартале всегда сдавали 10-13%.
Но это не значит, что все работает хорошо. Я прекрасно понимаю: в кризис не было заделов. Строители не заложили фундаменты новых домов. И это может сильно повлиять на объемы строительства.
Я вижу, что главной проблемой для застройщиков остается земля. Очень много писем в министерство приходит, связанных именно с земельными проблемами.
Представители СРО утверждают: необходимо заморозить повышающий коэффициент аренды земли. В кризис стройки стояли, и по многим участкам затраты на аренду возросли в разы. Эта проблема решается?
— Да. Поправки внесены. Повышающий коэффициент уже заморожен на год с января 2010 г. Возможно, потом будут внесены новые изменения и мораторий начнет действовать с января 2009 г., чего и просят застройщики.
Другая проблема — прокуратура, которая, как утверждают игроки рынка, поставила на поток процесс изъятия участков через суд.
— Здесь все сложнее. Прокуратура исполняет закон. И никаких претензий у нас к ней нет и быть не может. Согласитесь, в городе очень много земли, которую успели приобрести, но которую не успевают использовать.
Кто-то из строителей оказался на грани разорения. И у них нет средств для начала стройки. Другие просто набрали слишком много. Ориентировались на растущий рынок. А сейчас оказались не способны освоить огромные земельные фонды.
Нужен механизм возврата участков в оборот. Они не должны простаивать. И вот примерно такой механизм использует прокуратура. Она изымает незаконно приобретенную землю у тех, кто не успел привлечь на стройку деньги граждан, и передает ее обратно в муниципалитет. А городская администрация выставляет эти участки на аукционах. Их приобретают люди, у которых есть на это деньги, а значит, есть желание и возможность строить.
Не все изымаемые участки пустовали. По многим из них дольщиков привлечь не успели, но строители вложились в коммуникации, подготовку площадки...
— Ситуации бывают разные. И сейчас действительно есть угроза того, что застройщики просто не будут осваивать участки, опасаясь, что завтра землю отнимут по суду и деньги пропадут. Этого нам не нужно.
Если у компании есть средства, если она готова строить, участок у нее забирать нельзя. Потому сейчас мы ищем законные способы отдельного подхода к каждой ситуации. Консультации с застройщиками, с муниципалитетом ведем постоянно.
Прокуратура в этом процессе участвует. Областной прокурор сам встречается со строителями и старается находить способы сохранения участков у добросовестных игроков рынка. Ни в правительстве, ни в прокуратуре нет врагов, желающих парализовать строительную индустрию региона.
Тем не менее на территории области приняты новые градостроительные нормы, которые уже называют причиной будущего паралича рынка
— Шум поднялся только в СМИ! Ни о каком параличе и речи быть не может! Наоборот, новые нормативы нужны рынку. Они привели строительные стандарты в соответствие с реальностью.
СНиПы, принятые в 80-е или даже в 50-е гг., были актуальны именно тогда. Тогда на квартиру хватало трех киловатт. А сейчас такой мощности не хватит ни на что. Включите два чайника — и свет в квартире погаснет. По прежним нормам на десять квартир в доме должно приходиться два парковочных места. Это при том, что сейчас в среднем на квартиру приходится по автомобилю, а то и больше.
Нормы устарели. И их нужно было срочно менять, что и было сделано. От этого строительной индустрии станет только лучше. А маховик негодования по поводу новых нормативов раскручивали вовсе не застройщики. Скандал инициировали в администрации Екатеринбурга. И против них в конечном счете этот скандал и обернется.
Да, строители не требовали отмены нормативов. Но представители СРО сейчас выступают против того, что новые нормы распространяются на проекты домов, составлять которые начали еще до того, как были внесены эти изменения.
— Логично. И в ближайшее время будут поправки, которые отменят эти требования для проектов, запущенных до принятия новых градостроительных нормативов. Но все проекты, работа над которыми началась после вступления в силу нормативов, без всяких исключений должны быть составлены в соответствии с обновленными стандартами.
СРО пролоббировали эти поправки?
— В том числе. Их предложения мы в министерстве строительства принимаем. И всегда готовы выступать с законодательной инициативой, если это действительно нужно. Вообще, мне кажется, СРО — это очень правильная форма регулирования рынка. В конечном счете никто лучше строителей не знает, какие условия нужны для развития их отрасли. Они же в идеале должны отвечать за качество работы: следить за своими коллегами и не допускать брака. Этим задачам институт СРО соответствует.
Вы считаете, что правила работы СРО менять не нужно?
— Нет. Я до сих пор вижу на заборах объявления: «СРО за два дня». Понятно, что это однодневки. Они просто продают допуски. И ни о каком саморегулировании тут и речи быть не может. Нам предстоит еще много работы. В итоге должна будет сложиться система, как, например, в Германии. Там институт СРО реально работает. И реально соответствует тем задачам, которые я описал.
Количество СРО должно стать меньше?
— Да. Но в разумных пределах. Монополисты никому не нужны. У застройщиков должен быть выбор. Другое дело, что в СРО нельзя брать всех. Кто-то должен покинуть рынок из-за того, что его же коллеги откажутся отвечать за его работу.
Мелкие строительные компании сейчас просят снизить для них взносы в компенсационные фонды СРО с 300 до 150 тыс. руб. Не думаю, что это правильно. В области сегодня работают 3 тыс. строительных организаций. Давайте откровенно, столько нам не нужно. До сих пор на рынке много мелких однодневок, которые чаще всего и обманывают дольщиков. Потому общее число игроков рынка должно сократиться до 800. Должны остаться крупные и проверенные. А высокий порог входа в СРО станет преградой, которую однодневки не преодолеют.