Жажда экономии разоряет потребителей, они вообще не понимают, что такое обоснованное снижение цены. Можно ли спастись от безумия скидок? Манифест разумного бизнеса от Михаила Фейгина на DK.RU.
Михаил Фейгин, генеральный директор компании «Очки для вас»:
— На рынке наступило какое-то безумное время, которое грозит предпринимателям серьезными проблемами. Наши нынешние потребители серьезно и, вероятно, надолго «подсели на промо». Все покупают по акциям, ориентируются чаще всего на скидки. В целом у этого явления, конечно, есть вполне рациональное объяснение: новые потребительские привычки возникли на фоне снижения покупательной способности населения, перехода в режим экономии. Люди стараются делать грамотные покупки, находить лучшую цену. Это тот самый случай, когда размер имеет значение. Размер скидки, конечно, имеется в виду. Но это явление дошло до какого-то совершенно дикого абсурда!
Люди искренне уверены, что «нормальная», «стоящая внимания» скидка начинается от 30%. Меньше «как-то не звучит», на меньшее не обращают внимания!
Покупатель часто не задается вопросом, сколько же должен стоить тот или иной товар без скидки. И как вообще работают настоящие скидки, которые имеют полное право на существование и которые являются уместным маркетинговым инструментом.
Что такое правильная скидка?
Вот перед нами какой-нибудь типичный магазин, который торгует известными брендами весь сезон по фиксированным ценам, все знают этот уровень цен, и этот уровень во всех магазинах примерно одинаковый. В конце сезона, чтобы избавиться от остатков на складе и закупить новую коллекцию, магазин объявляет скидки. Больше половины коллекции уже продано с нужной маржой, расходы окупились, на следующий год коллекция устареет и нужно сбывать остатки. В такой ситуации, если повезет и вы найдете среди остатков нужный размер и подходящую модель, вы можете отхватить хорошую вещь по сниженной цене. Порой даже по очень сильно сниженной цене. Это действительно скидка. Это честная политика по отношению ко всем участникам процесса!
Или вот еще вполне нормальный пример. Бывают акции, которые проходят в магазине при поддержке производителя: на короткое время производитель снижает цены, чтобы, опять же, сбросить остатки перед обновлением модельного ряда. Магазин транслирует скидку покупателям — все безумно рады. Здесь всегда речь идет об известном бренде, и все знают стандартный уровень цен на его продукцию.
Ну и для сравнения посмотрим, как особо грамотные продавцы используют эту новую или хорошо забытую старую привычку покупателей экономить. Причем, грамотные тут без всяких кавычек, потому что молодцы, правильно работают с потребительскими привычками.
Я своими глазами видел продукцию известного только в узких кругах бренда со скидкой 50% от цены, в два раза превышающей свой привычный уровень. Фактически-то это не бренд, а обыкновенный китайский продукт с названием, напоминающим итальянское.
Но вся беда в том, что 99% покупателей понятия не имеют, сколько этот товар должен стоить без скидок — нигде не проверишь или замучаешься искать. Тем не менее, привыкший брать все со скидками покупатель хватает по этой акции больше товара, чем ему нужно, думая при этом, что здорово сэкономил. Ничего он не сэкономил. Скорее всего, даже потерял, поскольку мог бы получить скидку по дисконтной карте от стандартной базовой цены.
Главное правило в использовании скидок простое, но именно его все чаще забывают потребители: покупать со скидками имеет смысл только тот продукт, цену которого вы знаете или можете проверить.
В основном имеют смысл скидки на известные бренды, если вы уверены, что магазин не подсунет вам подделку. Кстати, можно и сертификат соответствия запросить для полной уверенности. Но покупать с огромными скидками безымянный товар не следует точно. Наверняка это просто хитрый трюк.
Не может магазин постоянно делать скидку 50-70% на весь товар и при этом получать прибыль. А в минус работать частный бизнес не должен по определению, разве что какое-то короткое время демпинговать и вытеснять конкурентов с рынка.
Думаю, не нужно подробно пояснять, почему для бизнесов, работающих в рамках стандартного размера скидок, такое изменение в поведении потребителей стало сюрпризом. Многие покупатели теперь просто требуют больших скидок, поскольку видят их повсеместно и по обычным ценам покупать отказываются.
Может, они думают, что в цене «до скидки» была заложена такая несусветная маржа, что продавец имеет возможность скинуть не меньше 50% от старой цены и все равно с выгодой для себя продать новый товар известного бренда? Ну ведь нет же, это так не работает!
Получается парадокс — стремясь сделать потребление рациональным и расчетливым, многие покупатели, напротив, чаще попадаются на дешевый трюк. Достаточно помахать перед ними красивой цифрой, и все, люди побежали.
Из этой ситуации есть только два выхода: либо покупатели начнут разбираться в продуктах, ценах, сравнивать не ежа с ужом, а равнозначные по характеристикам продукты, либо на рынке останутся только «гуру маркетинга», которые будут сначала умножать цены на четыре, а потом делить их пополам, соответствуя чаяниям охотников за скидками. И будет как в известной пословице — и волки сыты, и овцы счастливы.