Мэр Екатеринбурга не раз заявлял, что к 2023 году из центра города должны исчезнуть киоски. Но участники рынка говорят: решения о том, кто и где может установить ларек, давно принимают другие люди.
Сегодня за ночь предписано 4 ларька срочно убрать. Манипуляторы в дефиците. Прекрасно! (На картинке видно, что мой киоск — прям самый страшный)
Например, я за каждую точку отдавал около 35 тыс. руб. в месяц всяких налогов. Теперь не буду. Вот и вся экономика, — добавил он в комментариях.
В администрации говорят, что на данный момент в городе размещено 3600 киосков, из которых 2500 стоят законно. Однако риторика правительства в отношении НТО говорит о том, что скоро и законные объекты окажутся нелегальными. Как обещал Александр Высокинский, киоски с улиц Екатеринбурга должны пропасть к 300-летию Екатеринбурга, предполагается, что вся нестационарная торговля должна переехать за пределы центра. Как в таких условиях бизнес может планировать свою деятельность, непонятно.
DK.RU рассказывал о том, что в Екатеринбурге отношение к ларечникам со стороны администрации города однозначно негативное, тогда как как на уровне федерального правительства обсуждаются варианты поддержки малого и среднего бизнеса и нестационарной торговли. Одна из главных претензий властей к киоскерам — неподобающий внешний вид торговых точек, отсутствие элементарных средств гигиены на рабочем месте, да и в целом мэр Высокинский оценивает ларьки как «пережиток 90-х».
Участники рынка, с которыми побеседовал DK.RU, отмечают, что были бы готовы вкладываться в реконструкцию торговых объектов, если бы чувствовали уверенность в будущем. «Постоянно говорят, что мы незаконные, грозят все снести, хотя наши объекты есть в плане размещения НТО. Все киоскеры работают на птичьих правах, это очень неприятно».
Опрошенные предприниматели говорят, что заявления мэрии о ликвидации киосков выглядят странно, поскольку в реальности городские власти давно потеряли контроль над этим рынком и «могут устраивать только показательные порки» перед журналистами. На деле же вопрос о том, можно ли в том или ином месте поставить ларек, решают вовсе не в мэрии:
Там и депутаты, и полиция — все замешаны. Они поделили рынок, получают прибыль. Постоянный передел рынка идет. Когда я приходил в одну из районных администраций и говорил им, что мне нужен ларек, они мне тут же отвечали: иди договаривайся с местным участковым. Когда пришел в мэрию и спросил у них, как получить ларек, мне ответили то же самое. Это нормально? Вся нестационарная торговля — это обогащение кого угодно, только не бюджета города. Все идет в карман силовикам, депутатам. Многие шаурменные, узбечки и так далее платят полицейским, чтобы их не трогали, то же самое с автостоянками. Крышевание 90-х никуда не ушло. Мне как участнику легального бизнеса обидно! Я плачу по несколько сотен тысяч налогов в месяц, и меня гоняют еще постоянно.
Доводы, которые приводят предприниматели, подтверждают депутаты и представители прокуратуры. Ранее председатель Екатеринбургской городской думы Игорь Володин заявлял:
Противостояние муниципалитета и городской полиции длится давно и затягивание с решением этого вопроса понятно. Мы подозреваем, что некоторые должностные лица в городском УМВД занимаются «крышеванием» незаконных ларьков. В дальнейшем муниципалитету предстоит такая же непростая война с незаконными автостоянками. Нам предстоит победить этот источник негатива и «черного нала».
Между городской полицией и владельцами незаконных киосков явно есть соглашение.
Один из предпринимателей также рассказал DK.RU, что борьба с киосками может быть на руку федеральным торговым сетям, именно они могут лоббировать снос нестационарных объектов торговли, которые составляют конкуренцию ТС.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх в докладе уполномоченного отмечала, что торговля в нестационарном формате для многих предпринимателей — единственный способ выживания в условиях конкуренции с сетевым ритейлом:
Ряд небольших производителей (хлебобулочных изделий, напитков, фермерской продукции) могут обеспечить сбыт только через НТО, так как на полки в сетевые супер- и гипермаркеты им не попасть. Неслучайно нестационарная торговля упомянута в качестве фактора развития конкуренции в розничной торговле в Стандарте развития конкуренции и в Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года. Полагаю, что в Свердловской области и особенно в Екатеринбурге неоправданно мало внимания уделяется нормализации регулирования и правоприменения в сфере нестационарной торговли.
Раньше от создания продукта до появления его на полке проходил максимум месяц. А сейчас, чтобы ввести в розницу новый продукт, мне сначала надо получить техзадание от сети, на это уходит неделя. Потом нужно провести лабораторные исследования — это еще две недели, после чего мне еще месяц будут цены согласовывать. А могут и на полгода задержать по разным формальным причинам, просто кто-то где-то подпись не поставил. Федеральные сети — это монстрообразные структуры, а мы вынуждены под них подстраиваться. И вторая стратегия у них — нам без разницы, что вы нам дадите на полки, лишь бы стоило дешево. Меня прямо выворачивает от этого. Вот поэтому нужна своя розница.