B2C-рынки Екатеринбурга учатся работать в новой экономической реальности — за год в этих сферах многое поменялось. Прогнозы на новый деловой сезон игроки делают осторожные.
Читайте спецпроект «Итоги делового сезона» на DK.RU
Участники екатеринбургского авторынка в начале прошлого делового сезона прогнозировали, что по итогам 2015 г. падение продаж составит 50%. Результат получился чуть более оптимистичным: автодилерам удалось реализовать на 46% меньше авто, чем в 2014 г. Сокращение продаж более чем на 70% показали сразу десять брендов: Mitsubishi (-71%), Opel (-77%), Honda (-80%), Chery (-83%), SsangYong (-84%), Peugeot (-88%), Citroen (-91%), Brilliance (-78%), Jeep (-88%), Haima (-97%). Худшим месяцем-2015 по динамике падения продаж машин стал декабрь — в городе было реализовано 3 653 новых автомобиля, что на 56% меньше декабря-2014.
Также по итогам прошлого года город недосчитался шести автоцентров, осенью было официально объявлено о ликвидации компаний «Авантайм» и «УралФрансАвто» - из-за кризиса. Новых проектов автосалонов в Екатеринбурге не ожидалось, а Кирилл Шуняков, директор автоцентра «Автоленд» на Новосибирской, пояснял DK.RU: сложно тем игрокам, кто работает на банковских деньгах. Сергей Флягин, гендиректор ГК «Восточный Ветер», добавлял:
«Громкие банкротства зачастую связаны именно с закредитованностью дилеров, которые надеялись на рост рынка, рассчитывали побороть ситуацию. Те же игроки, что были более пессимистичны, сейчас в лучшем положении. И надо отметить, что в Екатеринбурге автодилеры еще в относительном порядке — в Челябинске и Перми, например, полностью закрылись автоцентры двух крупных сетей».
Как рассказывал генеральный директор УК «Оками» Альберт Арутюнян, относительно 2016 г. игроки иллюзий не питали и очень надеялись, что не случится дальнейшего падения. В итоге в январе-июле в Екатеринбурге было продано 18 756 новых автомобилей, что на 24% меньше аналогичного показателя прошлого года. В июле дилеры сократили продажи на 26%, сильнее в этом году рынок проседал только в январе. По прогнозам директора агентства «Auto-Dealer-Екатеринбург» Михаила Чаплыгина, при сохранении тенденций первого полугодия в Екатеринбурге падение продаж автомобилей по итогам года может составить от 15% до 20%.
Отметим также, что ближе к концу сезона УК «Оками» закрыла два автосалона, работавших в Екатеринбурге на ул. Маневровой. Речь о марках Mitsubishi и Hyundai. По словам директора «Оками Север» Дмитрия Вострова, мера вынужденная и вызвана продолжительным снижением уровня продаж. В конце прошлого года УК «Оками» закрыла салон другой корейской марки — KIA, работавший с 2013 г. В компании поясняли: из-за кризиса продажи автомобилей снизились до критического уровня, и на рентабельность, которая позволила бы окупить расходы на открытие центра, салон на ул. Металлургов так и не вышел. Было решено закрыть центр, пустующие помещения реконструировать — чтобы туда переехал дилерский центр BMW. Открытие салона немецкой марки состоялось этой весной.
Знамя корейской парки подхватила ГК «Автобан» — дилер концерна General Motors с десятилетним стажем. В прошлом году GM объявил о переходе на новую модель работы в РФ - компания прекратила производство и импорт всех моделей среднего класса, сделав ставку на премиум-сегмент: Opel из России ушел, из Chevrolet остались только три модели. По словам главы ГК «Автобан» Анатолия Бартенева, компании пришлось сформировать новый портфель брендов — теперь «Автобан» делает ставку на KIA, Peugeot и Citroën. При этом эксперт настроен оптимистично и прогнозирует: ситуация должна выправляться:
«Мне кажется, дна мы уже достигли. Я заметил такую деталь: люди по салону стали ходить с совершенно другими глазами. Раньше в них была злость, а сейчас уже более веселые все стали. Я убежден: должно стать лучше. Потому что плохо уже надоело. Скорее бы в экономике страны пошел положительный тренд, а мы подстроимся».
При этом министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров прогнозирует сокращение автомобильного рынка в России по итогам 2016 г. примерно на 10%, Ассоциация европейского бизнеса — на 10,3%.
Туристический бизнес не переживет зиму без Египта
Сложное положение на туристическом рынке длится уже два года — с момента обвала национальной валюты в 2014 г. В минувшем же деловом сезоне игрокам пришлось еще труднее: в октябре-2015 было прекращено авиасообщение между Египтом и Россией (после авиакатастрофы Airbus A321-231 компании «Когалымавиа» над Синаем), а в декабре власти страны приостановили чартерные перевозки между РФ и Турцией в ответ на то, что турецкие ВВС сбили российский Су-24, выполнявший боевое задание в Сирии.
Подводя итоги летнего сезона-2016, участники уральского рынка констатировали: турсфера в Екатеринбурге провалилась на 40%. По словам исполнительного директора Уральской ассоциации туризма Михаила Мальцева, на турецком направлении игроки недосчитались почти 200 тыс. человек, больше 70 тыс. — на египетском. На результат повлияло и снижение доходов населения на фоне на редкость жаркого лета — многие предпочли не тратиться на путешествия и довольствовались отдыхом на Урале. Отрицательную динамику продемонстрировали Объединенные Арабские Эмираты, Италия, Испания и Черногория, позитивную — южные курорты РФ, Кипр, Тунис, Греция и Болгария. В аэропорте Кольцово констатируют: падение спроса на международные направления продолжается: по итогам первого полугодия-2016 пассажиропоток за рубеж сократился на 35% к прошлому году и составил 431 тыс. человек.
По словам Майи Ломидзе, исполнительного директора Ассоциации Туроператоров России, в целом ситуация обнадеживающая: летом-2016 спрос все же был и местами рос, страны Юго-Восточной Азии вовсе пережили ренессанс — Вьетнам и Таиланд, прежде не пользовавшиеся популярностью в летний период, в этот раз оказались востребованными. Уральские игроки добавляют, что возлагают большие надежды на то, что перелеты в Египет осенью-2016 восстановят — вслед за открытием чартеров в Турцию в сентябре этого года. Максим Пузанков, глава ГК Vista:
«Это чрезвычайно важно для отрасли, потому что больше половины туристов зимой в России выбирали Египет. Альтернативы этому направлению по такой цене нет. И если летом отсутствие Турции частично компенсировал Крым и Краснодарский край, то зимой таких вариантов нет. За два года в России сеть агентств сократилась в три раза, вторую зиму без Египта рынок просто не переживет. И речь не только об агентствах, но и о крупных операторах».
В целом туроператоры в предстоящем сезоне сделают ставки на привычные для екатеринбуржцев маршруты — Таиланд, Вьетнам, Гоа, а также на острова Индийского океана, в частности, Сейшелы, и страны Латинской Америки.
Тем временем стартовавший в начале 2015 г. исход игроков с туристического рынка Екатеринбурга остановился. Если в прошлом сезоне AVS Group свернул деятельность сети туристических агентств «Зона сезона», работу прекратила компания «Русские каникулы», которая специализировалась на деловом туризме, а летом-2015 приостановила деятельность в Екатеринбурге туристическая фирма «Альфа», то в этом сезоне громких уходов не было. Правда, этим летом екатеринбургское турагентство «Катюша трэвел» (работает с 1998 г.) сорвало по меньшей мере 12 туров, половина из которых внутренние, остальные — в Грецию, Болгарию и Тунис, сообщал Вадим Винер, президент областного информационно-туристического центра. Как рассказывал Михаил Мальцев, вероятность, что другие участники туристического рынка города могут повторить историю «Катюши трэвел», есть, но она невелика:
«Мы отслеживали ситуацию в предыдущие годы, пик невыполнения обязательств пришелся на 2014 г. — турагентства брали деньги с туристов и исчезали. Отдельные случаи завершились уголовными делами, некоторые организаторы турфирм отбывают наказания. В этом году число таких случаев на территории Свердловской области и соседних регионов резко сократилось: в июле было два эпизода, в июне — три. Это вдвое меньше, чем в 2015 г. и в пять раз меньше, чем в 2014 г. Окончательно решить проблему можно будет с вступлением в силу поправок в закон о туристической деятельности — это случится с 1 января 2017 г. Все турагентства должны находиться в едином госреестре — будут существенные фильтры для игроков, ответственность. Это вернет доверие к туристической отрасли».
Страховщики ждут продолжения чисток
Оптимизма перед наступлением предыдущего делового сезона у участников страхового рынка Екатеринбурга не было — игроки говорили, что ситуация в 2015 г. нерадужная и лучшим сценарием до конца года будет стагнация рынка. В итоге увеличение страховых взносов в России и регионе по итогам 2015 г. фиксировалось в пределах 9% по отношению к 2014 г. — в основном за счет повышения страховых взносов по ОСАГО. О планомерном снижении объема страхования говорило в начале 2016 г. невысокое увеличение размера среднего взноса по договору страхования — в области он достиг 9-9,5 тыс. руб. против 6,5-7 тыс. руб. в 2010 г. На 2016 г. прогнозы уральские игроки делали осторожные: объем страховых взносов в регионе вырастет не больше чем на 5%.
По данным ЦБ РФ, во втором квартале года спрос на страховые услуги в России увеличился — впервые за 1,5 года. В апреле-июне 2016 г. было заключено 43 млн новых договоров (за исключением ОМС) — это на 11,2% больше, чем за аналогичный период-2015. А в первом квартале этот показатель показывал падение на 7,2%. Столь резкий переход к росту увел в плюс и статистику за полугодие: количество новых договоров увеличилось на 3%. Однако свердловский рынок страхования сильно отстает от общестранового — число заключенных договоров прибавило лишь 0,5%, итоги полугодия показали падение на 5,6%.
Совокупный размер страховых взносов в первом полугодии в регионе вырос на 8,8%. Объясняют такую картину просто: при падении количества заключаемых договоров средний размер взносов увеличивался. На следующий год прогнозы у уральских игроков вновь острожные.
Также эксперты прогнозируют, что чистка страхового сектора продолжится — регулятор может лишить лицензий порядка 15% СК. Отметим, что в минувшем сезоне число страховых медицинских компаний, работающих на рынке ОМС Свердловской области, сократилось: о завершении своей работы заявили екатеринбургский филиал компании «ВСК-Милосердие», а также компания «АРМС Территория». Первая ушла с рынка в декабре-2015, вторая — с 1 января 2016 г.
Плюсом в минувшем сезоне получила продолжение история с банкротством СК «Северная казна», ставшая одной из самых громких в Екатеринбурге в 2015 г. В августе областная прокуратура утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении бывшего гендиректора страховой компании Александра Меренкова. По версии следствия, г-н Меренков, зная об отсутствии у организации активов, достаточных для обеспечения страховых резервов и выплат, а также собственных средств, зная, что это может повлечь аннулирование лицензии, заведомо вносил недостоверные сведения о сделках, об имуществе и о финансовом положении компании в документы и отчетность, а также неоднократно представлял такие сведения в ЦБ.
Кроме того, как утверждает ведомство, в период с декабря 2014 г. по апрель 2015 г. г-н Меренков, будучи осведомленным о назначении в страховую компанию временной администрации, предпринял действия по реализации недвижимого имущества в Екатеринбурге и Верхней Пышме стоимостью свыше 98 млн руб. Уголовное дело направлено в Октябрьский районный суд Екатеринбурга для рассмотрения по существу.
Провайдеры ставят на скорость
Темпы роста рынка проводного широкополосного доступа (ШПД) к сети интернет в Екатеринбурге замедлялись уже в течение пары лет — с одной стороны, это вызвано естественным насыщением рынка: уровень проникновения достаточно высок, превышает 70%, соответственно приток новых клиентов не такой интенсивный, как ранее. С другой стороны, влияет общая экономическая ситуация — клиенты экономят, плюс часть затрат интернет-провайдеров находится в «валютной зоне», тогда как основной объем доходов — в «рублевой».
По итогам 2015 г. количество домохозяйств в стране, имеющих постоянное подключение к ШПД, достигло 30,3 млн. Это на 2% больше, чем в 2014 г., говорится в исследовании J’son & Partners. Причем рост абонентской базы стал самым медленным за историю наблюдений (в 2014 г. рост абонентской баз был на уровне 5%, в 2013 г. — 8,6%). Эксперты связывают столь стремительное падение темпов роста опять таки с насыщением рынка ШПД и сложной экономической ситуацией. А также с тем, что мобильный интернет все сильнее наступает на пятки кабелю — становится достаточно LTE. Прогноз на 2016 г. — небольшой рост, на уровне 0,5-1%. К основным трендам на рынке в J’son & Partners относят рост скоростных тарифных планов, подключений по оптическим технологиям, проникновения устройств с поддержкой ШПД и их разнообразие.
Отметим, что в прошлом деловом сезоне в Екатеринбурге прекратил существование один из последних заметных игроков-провайдеров районного масштаба — компанию «Еканет», больше десяти лет работавшую на аудиторию Старой и Новой Сортировки, Заречного и Семи Ключей, купил «Инсис».
Что касается телеком-рынка, приход в Свердловскую область операторов Tele2 и Yota перед стартом прошлого сезона изменил расклад сил на рынке сотовой связи в регионе. Исследование портала «Будь мобильным» показало: Tele2 увеличил свою рыночную долю вдвое, до 9,7%. Yota занял 0,8% рынка. Сильнее всего приход новых игроков отразился на компании «Вымпелком» (ТМ «Билайн»): оператор потерял 5% абонентов и занимает 18,7% рынка региона. «МегаФон» занял 19,2% рынка. Лидируют МТС (27,5%) и «Мотив» (24%). Всего активная абонентская база Свердловской области насчитывает 9 млн sim-карт, за год она увеличилась на 3,4%.
В «Мотиве» не согласны, что потеряли существенную часть абонентов из-за прихода новых игроков. Серьезных причин, которые могли бы изменить положение конкурентов, в компании не видят и стараются подключать абонентов с минимальным оттоком, а также совершенствовать инфраструктуру. Отметим, что компания этим летом потеряла гендиректора Вячеслава Юхимовича — топ-менеджер, проработавший в компании около 20 лет, скончался. Новым генеральным директором стал Алексей Артемасов.
Как рассказывал ранее DK.RU Иван Яцко, коммерческий директор по фиксированному бизнесу МТС на Урале, провайдеры продолжат внедрять новые технологии, совмещая возможности фиксированной и мобильной Сети — чтобы удовлетворить растущие потребности абонентов в скоростном Интернете.
«В долгосрочной перспективе с учетом активного проникновения 4G-сетей операторы смогут гибко подходить к предоставлению интернет-сервисов, эффективно распределять трафик и выбирать для конкретного абонента — с учетом особенностей его местонахождения и других факторов — наиболее подходящий канал передачи данных — мобильный или фиксированный», — резюмирует г-н Яцко.