Алексей Мальцев, владелец консалтинговой компании R.Management Мне приходилось работать в разных корпоративных структурах с различными правилами и традициями. Более того, у меня есть возможнос
Алексей Мальцев, владелец консалтинговой компании R.Management Мне
приходилось работать в разных корпоративных структурах с различными правилами и
традициями. Более того, у меня есть возможность наблюдать за тем, как
изменились те или иные корпоративные законы в период кризиса. Пока первичные
выводы не сильно внушают оптимизма относительно судьбы большинства девелоперов.
Никакие цены на нефть, никакие беспроцентные кредиты банков и перевозбуждённые
арендаторы, сорящие деньгами, не помогут большинству наших девелоперов выжить.
Они онтологически не смогут создавать востребованные объекты для рынка, т.к.
изначально созданы по феодальным законам, где сотрудник компании – бессловесный
расходный материал, призванный исполнять все желания какого-нибудь харизматика.
Говорят,
кризис заканчивается: нефть идёт вверх, банки пухнут от денег, ритейл осмелел и
пытается возобновить своё развитие. Глядишь, к осени начнут оживать стройки и
девелоперы с новым азартом займутся «освоением средств», т.е. заколачиванием
денег в землю. Макроэкономику нам необходимо воспринимать как данность, - например,
как времена года – поэтому, и рассуждать об этом не особенно интересно. Для
меня намного важнее другое. Я девелопмент считаю очень интеллектуально ёмким
видом бизнеса, т.к. он соединяет в себе разные виды знаний и информации: от
маркетинга до строительства. Соответственно, в девелопменте очень много - если
не почти всё - зависит от сравнительно небольшого круга специалистов,
реализующих данный проект, от команды проекта. И здесь важна не только
квалификация и опыт сотрудников, но и отношения внутри неё и также отношения к
ней собственников бизнеса. Одним словом – человеческий фактор и всё что с ним
связано.
Я изначально
отношусь уважением к чужому бизнесу, тем более к тому, который стал значимой
единицей на рынке. Как бывший наёмный топ-менеджер, я могу ко многим явлениям
относиться по-разному, но сам факт, что этот бизнес такого масштаба был создан -
уже заставляет его уважать.
Организационная структура
Когда я
начал работу «Ренова-СтройГруп – Коммерческая недвижимость», я должен был
заниматься реализацией девелоперских проектов в сфере коммерческой
недвижимости. И меня приятно удивила то глубокое понимание сути девелопмента и
всех процессов, которое там присутствовало: не приходилось убеждать и
доказывать необходимость маркетинга, концепции и пр. Кроме того, система
организационного и финансового планирования, несмотря на свою внешнюю сложность,
была довольна удобной. Всё это довольно сильно контрастировало с остальными
участниками рынка.
"бЛизость к телу"
Что меня поначалу
удивляло, а затем просто стало формировать некий внутренний протест, так это
своеобразное проявление лояльности сотрудника к организации, а если более точно
– к высшим руководителям. Причём, «близость к телу» является просто оружием
массового поражения во внутрикорпоративных войнах и интрижках. А средством
достижения «близости к телу» является простая и банальная лесть. В одной
организации коллектив условно делился на тех, кто был нацелен на реализацию
проекта, и на тех, кто просто делал карьеру. Если первые набивали себе шишки,
спорили, пытались добиться какого-либо результата, то вторые активно
выстраивали отношения с начальством, демонстрируя при любом случае свою
абсолютную лояльность. Например, испрашивали дозволения на приобретение себе
новой личной машины. Отгадайте, у кого из этих двух команд карьера удалась? Что
бы там ни говорили собственники бизнесов о рациональной кадровой политике, о
профессионализме сотрудников - лесть и демонстрация абсолютной преданности
является лучшей дорожкой на корпоративный Олимп.
«Свой-чужой»
Если
основываться на моём жизненном опыте, то коллективы крупных структур можно
разделить условно на «рабочих лошадок» и «своих». Пропорции от особенностей
бизнеса могут быть разные, но суть остаётся. «Рабочие лошадки» - в чистом виде
наёмные сотрудники с открытого рынка, а «свои» - это некие родственники,
друзья, и т.д. Причём попасть со стороны в этот узкий круг «своих» практически
невозможно – не помогут никакие профессиональные качества и результаты. Просто
надо быть чьим-нибудь родственником, и лучше если влиятельной персоны, или
обладать нужной национальностью. Как следствие, «рабочие лошадки» служат
расходным материалом для узкого круга «своих».
Процесс – всё.
Поначалу,
рассуждая как менеджер, я просто не мог понять, зачем присутствует большое
количество сотрудников с туманным функционалом и сомнительным
профессионализмом. Причина – предыдущие два тезиса. Соответственно, этим же
людям надо чем-то заниматься. Понимания сути бизнеса у них особенного нет,
впрочем, как и особенного желания что-либо делать. Всё, что ими руководит, это
чувство безопасности, страх покинуть «узкий круг». Как следствие, они начинают
оправдывать своё существование всякого рода самодостаточными процессами:
вечными согласованиями, многочасовыми совещаниями и т.д. Они могут выделяться прописанными
бизнес-процессами и модной управленческой программой, только не своими
реализованными проектами. Таким образом, лояльный «узкий круг» по своей сути
нацелен только на процесс, а не на какие-то понятные результаты. Иначе под
сомнение ставится целесообразность их существования.
Пусть меня научат
У наших
девелоперов я бы научился умению договариваться с властями получать в городе и
области лакомые куски земли – причём я это говорю без иронии. Бывало, смотришь
на земельный участок - аж дух захватывает от того, какой проект там можно
реализовать. Позднее смотришь на то, что появилось на этом участке, и понимаешь:
чуда опять не произошло. Такими объектами город уже полон и сними сложно
что-либо сделать – участок практически безвозвратно испорчен. А земли всё
меньше и меньше.