«Думаю, что полугодовой курс, который с разных сторон, и с разной интенсивностью, и разными способами будет обучать двум простым правилам, сильно повысит предпринимательский уровень».
Вчера была дискуссия о том, как и чему учить будущих технологических предпринимателей. Да, продуктовому мышлению. Да, маркетингу. Да, основам проектирования сложных систем. Да, да, да. И социальные навыки, конечно. Коммуникации, то да се. Но вот одну дисциплину мы явно забыли. И, кажется, она имеет драматически важное значение. И я ни разу не видел ее в программах вузов. Я говорю о деловой этике.
История из жизни. Переговоры с возможным подрядчиком. Ему сообщается, что аналогичные переговоры ведутся с еще несколькими компаниями. И что цель переговоров - получить коммерческие предложения для выбора оптимального. Предмет работы сложный, поэтому для формирования предложения заказчик готов встречаться и разговаривать как угодно много. В разумных пределах. И есть ограничение по сроку, скажем, неделя, на сбор предложений и принятие решения.
Первое, что делает подрядчик - высказывает свою точку зрения на проблему заказчика. Ну так, по простому. Он же эксперт. Чего тратить время и слушать заказчика? Через час разговоров становится ясно, что проблема немного другая, беседа переходит в более понятное русло. Зафиксировав ожидания заказчика, команда потенциального подрядчика раскланивается. Заказчик ерзает. Что-то забыли? Ах, да! Договориться о сроках и сути следующего шага! Ну, это больше надо заказчику, нехай пишет и уточняет.
Первое предложение было прекрасно. В нем было примерно 20% того, что обсуждали. Остальное - как видит, вернее, как нужно подрядчику. Тут есть нюанс - каждый из нас живет в рамках своего опыта. Выход за эти рамки сложен, прежде всего - непредсказуемостью результата. А так как непредсказуемость - это страшно, то возникает логичное желание свести решение к известному ответу. Как спросил меня как-то на переговорах один подрядчик: "А у вас точно деньги есть? Насколько, вообще, серьезны ваши намерения?".
Да, и стоит ли упоминать, что это первое предложение не содержало цен и сроков? Даже примерных. Удивленный подрядчик пишет что-то вроде "коллеги, весьма удивлен" и "наверное, это я неудачно сформулировал", и настаивает (sic!) на новой встрече для уточнения своих ожиданий. Натурально, подрядчик звонит примерно в 22, на скорую руку и явно ужиная, уточняет эти самые ожидания. И присылает новое предложение, содержащее уже примерно 50% того, что надо заказчику. Разделил риск по братски, так сказать.
Стоит ли упоминать, что и новое предложение не содержит цен и сроков? Весьма удивленный заказчик пишет, что было бы неплохо все-таки понять "почем", ибо время уже почти вышло. На что подрядчик сообщает, что пришлет предложение с деньгами и сроками вечером дня дедлайна. И, конечно, не присылает. И даже не пишет, что не смог прислать. Просто забил. Бывает.
Я это к чему? Деловая этика - вещь не сложная. Это, в общем, два основных правила:
- будьте пунктуальны. Да, не успеваете, все бывает, сообщите, что не успеваете;
- думайте о партнере. Ваш опыт - это важно, еще важнее - найти компромисс и баланс интересов.
Думаю, что полугодовой курс, который с разных сторон и с разной интенсивностью и разными способами будет обучать этим двум простым правилам сильно повысит предпринимательский уровень. И, да, сам готов учиться.
Орфография и пунктуация автора сохранены