«Исподволь накапливаемые риски в тяжелой, стагнирующей экономике могут в один яростный момент стать реальностью. И тогда может случиться пятый сценарий, о котором не хочется говорить».
Подглядывать нехорошо. Но хотя бы в чуть приоткрытую дверь – увидеть спину будущего, упорно стремящегося то ли к свету, то ли в туман.
Впереди четыре сценария «Россия – 2026», которые неизбежно сложатся под сильным внешним давлением и растущими слабостями экономики, ее хронической болезнью внутри. Первый - стагнация, скорее всего, на снижающихся уровнях. Сокращение возможностей. Устаревающая, полузакрытая экономика, с большими амбициями и со все большей концентрацией сил и средств в ВПК. Мятущаяся натура между тем, чтобы "хорошо пожить" и "все силы напрячь". Типичный латиноамериканский случай. Будущие шоки и кризисы. Шансы - 45 – 50 процентов.
Второй – похож на то, что делал Франко в конце 1950-х – в начале 1960-х гг. Первое испанское экономическое чудо. Правительство молодых технократов, всё подчинено развитию, но в рамках той же модели экономики. Шансы – 30 -35 процентов.
Третий - уход в закрытую экономику, в мобилизацию, в идеологию "башни из слоновой кости". Похоже на то, что марксисты называли азиатским способом производства. Осажденная крепость. Бурное цветение ВПК. Шансы - 10-15 процентов.
Четвертый сценарий - новый старт, "Экономика роста». Попытка сделать собственное "экономическое чудо", уйти в финансовый форсаж, совершить максимум для того, чтобы высвободить энергию бизнеса и среднего класса, создать все, чтобы центром экономической политики было качество и продолжительность жизни в России, рост имущества семей из поколения в поколение.
Всё в рамках действующей системы власти, от которой ожидается, что она способна на неожиданные решения. Выстраивает изменения, взвешенные, осторожные, которые шаг за шагом делают картину российского мира другой. Шансы – 5-10 процентов. Это оценка надежды.
Какова формула «Экономики роста»? Это «связанное, осторожное, количественное смягчение (доступный кредит, особенно для регионов) + снижение процента+ умеренно слабый валютный курс+ подавление немонетарной инфляции+ снижение налогового бремени+ ударные налоговые льготы за рост+ ускоренная амортизация+ рост нормы инвестиций+ диверсификация собственности и борьба с олигополиями+ резкое снижение регулятивных издержек (включающее структурные реформы, но только не те, что за счет населения)+ доступное использование госимущества и земли для развития бизнеса
+ максимум льгот для среднего и малого бизнеса + макимум льгот для среднего класса в приобретении имущества + максимум льгот для инвестиций в социальную инфраструктуру регионов + максимум ресурсов в регионы - "зоны национального бедствия"+ офис развития+ перезагрузка отношений с Западом».
Только четвертый сценарий смешивает все карты на столе. Он дает возможности смягчить, а в будущем - урегулировать геополитические конфликты. Он создает ту энергетику в России, которая "съедает" все риски, оставляет людей и капиталы дома, собирает вокруг Москвы бизнесы и государства и делает невозможной саму мысль об отъезде. Из удачного проекта не уходят и не уезжают. В него стремятся.
Первый - третий делают экономическую и социальную стабильность все более хрупкой с годами. Заранее известно, что неизбежны ее сломы. Если не сегодня, то через пять лет. Не через пять, так через десять. По статистике, в развивающихся экономиках кризисы происходят с частотой 1-2 раза в 10-15 лет.
Особенно, когда страна так зависит от курсов иностранных валют, от мировых цен на сырье, от доступа к импорту технологий. И при этом находится под внешним идеологическим и силовым давлением, набирающим обороты.
Да, можно жить так годами, жить спокойно. Отзываться на любой разумный шаг властей. Горевать над глупостями. Взывать к рациональности. Стучать по клавишам ноутбука, яростно комментируя каждое событие.
Но исподволь накапливаемые риски в тяжелой, стагнирующей экономике могут в один яростный момент стать реальностью. И тогда может случиться пятый сценарий, о котором не хочется говорить.
Орфография и пунктуация автора сохранены