Меню

МНЕНИЕ: «Государственные бюджеты Европы», — независимый аналитик Павел Рябов

«Несколько лет назад из Европы доносились пронзительные стоны о катастрофическом положении в государственных финансах и экстремальных показателях дефицита бюджета. Удалось ли исправить ситуацию?»

Блоги DK.RU

Павел Рябов:

Несколько лет назад из Европы доносились оглушительные крики и пронзительные стоны от европолитиков, бюрократов, СМИ и финансового рынка о катастрофическом положении в государственных финансах и экстремальных показателях дефицита бюджета у 70% стран Европы. Удалось ли им исправить ситуацию за 3-4 последних года?

Да, исправились. В 2009-2010 годах 19 стран Еврозоны имели совокупный дефицит по расширенному правительству в 580-590 млрд евро (около 6.2-6.3% от ВВП), в 2015 он опустился до 215 млрд евро (2.1% от ВВП), в 2016 планируется на уровне 205 млрд.

Радикального секвестра бюджета удалось избежать, по крайней мере, если оценивать агрегированные данные по 19 странам. Номинальные расходы правительства росли, но околонулевыми темпами. Однако принимая в расчет дефляционные тенденции в Европы и менее, чем 10% накопленного роста цен за 6-7 лет, реальные расходы практически не снизились.

В следующей таблице структура консолидированного бюджета расширенных правительств стран Еврозоны в % от номинального ВВП.

Сокращение дефицита было обеспечено ростом доходов бюджета, но без сильных рывков, которые могли бы привести к деформации финансовых балансов субъектов европейской экономики. Как можно видеть по структуре доходов рост происходил относительно медленно и равномерно по всем категориям, что демпфировало кризисные процессы в экономике.

Каждая страна действовала по-своему. Кто-то (главным образом страны ПИГС) прямым образом повышал налоги и сборы, однако центр Европы (Франция, Германия) расширял доходную базу через оптимизацию сбора налогов из имеющиеся формации налоговой базы, при этом осваивая новые источники по мере роста экономики. Т.е. действовали осторожно, не пытаясь изымать налоги сверх меры, не ограничивая хозяйственную и финансовую деятельность субъектов экономики. Осторожный и выверенный подход привел к исправлению бюджетных проблем, не ограничивая экономику в своем потенциале (применительно к Германии, Франции, Нидерландам, Бельгии, Австрии). Удалось избежать разрастания долгового кризиса правительства и не допустить одновременно сваливания экономики в пропасть. Роста сейчас там особого нет, но и падения тоже.

В кризис 2008-2012 долги выросли значительно - с 65% от ВВП к 95% ВВП, но сумма обслуживания долга упала с 3% от ВВП до 2.3% в настоящий момент. Это произошло за счет того, что заимствования и рефинансирование старого долга происходят по существенно более низким ставкам – около нуля или даже отрицательные.

4 года назад по процентным платежам платили под 300 млрд евро (до 6.1% от всех расходов бюджета), сейчас 243-250 млрд (всего 4.8% от расходов), хотя долг в номинале растет.

По факту мы видим, что ставки заимствования находятся на историческим минимумах, дефицит в абсолютном выражении сократился почти в 3 раза до символических 200 млрд евро, а в относительном к ВВП возле приемлемых менее 2% ВВП. Сокращение дефицита было умеренным, относительно медленным, что позволило избежать рецидива кризиса в экономике из-за чрезмерного изъятия оборотных средств у частного сектора.

Доступ к ликвидности у ведущих операторов торгов после выхода ЕЦБ на рынок со своим QE более, чем достаточный, а сам объем QE от ЕЦБ в несколько раз перекрывает годовой объем дефицита. Монетизация дефицита сверх меры. Грубо говоря, нет проблем с выкупом дефицита в отличие от периода 2010-2012. Рефинансирование долгов по нулевым и даже отрицательным ставкам привело к тому, что сумма обслуживания долга самая низкая, как минимум за четверть века, несмотря на рекордный объем долга.

В этом отношении ситуацию действительно исправили. В целом, это разошлось с моими ожиданиями. Я не предполагал, что дефицит бюджета сократиться так сильно и так быстро (всего за 4 года до ниже 2.5% ВВП) и что столь стремительное сокращение дефицита окажется практически полностью безболезненным для реального сектора экономики. Падение ставок для всего пула государственных бумаг оказалось более сильным, чем планировалось, а сумма обслуживания долга оказалась рекордно низкой, что также неожиданно.

Адаптационны способности европейской экономики и эффективность государственного управления в Европе удивляют.

Практически все страны улучшили свои государственные балансы, за исключением Греции, где произошел рецидив и все стабильно плохо.

Далее выборочно по важнейшим странам Еврозоны.

Данные в таблице выше от ЕвроКомиссии (полный отчет по всем странам здесь), а данные на графиках от ОЭСР (имеются небольшие отличия от ЕК) в обработке Reuters и моей визуализации.












так что удивлен, что прошло все относительно гладко и довольно стремительно.