Меню

МНЕНИЕ: «Изменения в платежном балансе России», — независимый аналитик Павел Рябов

«Именно банки внесли основной вклад в сокращение долгов на 100 млрд и государство на 20 млрд. Бизнес почти не сокращал долги, по крайней мере, в данных платежного баланса».

Блоги DK.RU

Павел Рябов:

Посткрымская эпопея в финансовом плане характеризуется отказом от наращивания внешних активов российскими субъектами и массированным сокращением долгов. Важно понять масштабность этих процессов.

С 1 января 2000 по 31 марта 2016 накопленные финансовые потоки но направлению приращения внешних активов (уход капитала из России) составили 1.2 трлн долл, из которых государственные органы вернули свыше 80 млрд, банки вывели $ 280 млрд, прочие сектора (основу которых составляют корпорации) вывели почти $ 1 трлн.

Выше представленный график (с накопленным итогом) достаточно показателен. Наращивание внешних активов началось в 2004 после подъема цен на нефть, незначительно застопорилось в 2008-2009 в момент острой фазы мирового кризиса и фактически полный отказ от прироста внешних активов произошел после 2 квартала 2014.

В отличие от «прочих секторов», банки активно распродавали внешние активы, изымали деньги. Почти за 2 года было изъято свыше 10% от накопленных внешних активов или почти 30 млрд долл.

Основная причина прекращения роста внешних активов – это иссякший валютный приток в Россию нефтегазовых денег после обвала цен на нефть и необходимость обслуживания обязательств в условиях ограничений на международное фондирование. Грубо говоря, впервые с 2000-2003 в России начал наблюдаться острый дефицит ликвидности, попросту нечего выводить.

Не каждый выведенный доллар из страны – вреден. Любая страна в мире, за исключением разве что КНДР или Сомали имеет внешние финансовые проводки, т.е абсолютно нормальный процесс наращивания внешних финансовых активов резидентами. Вопрос в характере этого вывода. Процесс является нормальным, если выведенные из страны деньги приносят доход, которые реинвестируется во внешнем мире или же возвращаются домой. Например, в форме начисленных процентов по денежному или долговому рынку, дивидендов или нераспределенной прибыли, которая может возвращена.

Норма эффективности оценивается по доходности вложений в сопоставимом межстрановом и межотраслевом разрезе. Процесс является ненормальным, если деньги из страны выводятся с целью хищения, а не получения возвращаемой домой доходности от внешних инвестиций. Это происходит в Африке, России, странах Восточной Европы. Кстати, наиболее низкая норма доходности от внешних инвестиций в мире (за исключением Африки и Ближнего Востока, где данные ограничены) в России, Казахстане и Украине ))

Даже по официальным данным ЦБ РФ оценочных объем хищений из России за 15 лет составил 355 млрд долл. В классификации ЦБ РФ сомнительные операции - это операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводиться для вывода капитала из страны, финансирования "серого" импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей. https://www.consultant.ru/law/podborki/somnitelnye_operacii/

Это почти треть от всех внешних активов, сформированных за это время. Это абсолютно беспрецедентный объем воровства. Ни у одной крупной (с ВВП больше полу триллиона) страны такой пропорции нет. Однако, это достаточно скромная оценка, т.к. не учитывает многие формы фиктивных прямых инвестиций, целью которых является уход от налогов в оффшорах, в основном на Кипре.

Черные дыры, как видно на графике схлопнулись в 2014, однако, преимущественно благодаря действиям США, которые ограничили фондирование российских субъектов на внешних рынках и рухнувшим ценам на нефть. Чтобы подтвердить эффективность борьбы властей с черными дырами необходимо привести все это в состояние «при прочих равных условиях», т.е. когда нефть будет выше 80, а ограничения на фондирование снимут.

Накопленное принятие обязательств (долгов) по данным платежного баланса с 1 января 2000 составило свыше 700 млрд для всех субъектов.

Было всего 2 фазы долгового расширения. Первая фаза с 2004 по 2008 «калибром» свыше полутриллиона долларов, вторая фаза со второй половины 2010 до лета 2014 объемом около 300 млрд. После крымской эпопеи долги сократились более, чем на 130 млрд. Речь идет о денежных потоках, а не о переоценке долгов.

Именно банки внесли основной вклад в сокращение долгов на 100 млрд и государство на 20 млрд. Бизнес почти не сокращал долги, по крайней мере, в данных платежного баланса.

Стоит отметить, что финансирование процесса сокращения долгов за 2 года было обеспечено примерно на 40% валютными резервами, 5%-7% распродажей внешних активов и остальное так или иначе было из вновь поступивших средств.