Меню

МНЕНИЕ: «Как мы привлекаем инвестиции», — основатель Like Холдинг Аяз Шабутдинов

«Инвесторы позволили сфокусироваться на продукте, чтобы в будущем прийти к экспоненциальному росту, через масштабирование бизнеса».

Блоги DK.RU

Аяз Шабутдинов:

В начале года, мы начали инвестиционную программу для частных инвесторов в компании ‪#‎CoffeeLike‬. Ее описание здесь.

Чтобы снизить риски инвестора, мы привлекали деньги в формате займа, который можно в будущем конвертировать в акции компании.

Предположим, инвестор вкладывает 1 миллион рублей в наш бизнес, через 3 года, если его не устроит рост компании, он может получить деньги обратно с доходностью 18% годовых. В случае, если его устраивает рост нашего бизнеса, он может конвертировать эти деньги в акции компании. Займ оформляется под личное поручительство собственников, что также снижает риски инвесторов. В худшем случае, инвестор просто получает доходность 18% годовых, в лучшем случае, инвестор становится акционером компании и сможет реализовать свои акции, например, в ходе публичного размещения.

Привлечение инвестиций, это тоже "продажа", при сделке мы учитывали интересы инвестора, поэтому, старались максимально снизить риски частных инвесторов, при этом, оставляя предложение привлекательным на рынке.

Таким образом, на 1 июля 2016 года привлечено 12 950 000 рублей от 23 частных инвесторов. Средний чек по инвестициям составляет: 563043 рублей. Выплаты инвесторам осуществляются каждые полгода. Это значит, что уже в июле получат свои вознаграждения те, кто первым вложился в развитие Coffee Like. Общая сумма процентов в этом месяце составляет 82 696 рублей, в августе – уже 325 222 рубля.

Зачем мы привлекаем инвестиции в развитие? 

Компания Кофе Лайк, со стороны тоже выглядит холдинговой компанией, она состоит из 3 компаний: 
1. Собственная розничная сеть 
2. Логистическая компания (поставки франчайзи) 
3. Управляющая компания

Первые 2 компании всегда были операционно прибыльные, так, например, наша собственная розничная сеть из 8 кофе-баров в Ижевске показала в выручке за второй квартал 7 094 016 р. Прибыль 1 639 219 р. до уплаты налогов.

Расходы по статьям: 5 454 796 
ФОТ: бариста и УК 2 428 034 р. 
Продукты: 1 840 414 р.
Аренда: 817 279 р. 
Роялти: 171 557 р. (наша собственная розничная сеть также как и франчайзинговые торговые точки тоже платит роялти в Управляющую Компанию) 
Маркетинг: 8 060 р. 
Управленческие расходы: 189 453 р. 
Налоги: 65170

Собственная розничная сеть приносит деньги, "Логистика кофе" также приносит деньги, но, в это же время, Управляющая Компания спустя долгое время лишь в июне впервые вышла на операционную прибыль (можете нас, кстати, с этим поздравить).

Почему же происходит так, что мы столь длительное время были убыточны и при этом, спокойно продолжали работать, вкладывая все деньги в развитие?

Франчайзинговый бизнес можно в каком-то смысле сравнить с разработкой и дистрибуцией программного обеспечения. Наше ПО - это бизнес-модель, которая требует постоянного совершенствования. Если взглянуть на #coffeelike, каким он был раньше и каким стал сейчас, например, здесь: https://new.vk.com/wall-102754398_571, вы увидите, что это 2 совершенно разные компании. Это результат инвестирования всех имеющихся ресурсов в развитие бизнес-модели и совершенствование того, что я здесь называю Программным Обеспечением.

Доходы Управляющей Компании формируются из 2 элементов: 
- Паушальные взносы 
- Роялти-платежи.

При этом, в головном офисе компании над развитием работает более 40 человек, еще часть людей занята работой в собственной розничной сети и в "Логистика Кофе". Учитывая, что Доходы компании формируются из результатов работы франчайзи, так как роялти платежи привязаны к выручке наших партнеров (3% от выручки), мы прямо заинтересованы в развитии франчайзи, будут зарабатывать они, будем зарабатывать и мы. Именно по этой причине, мы не мешаем финансовые потоки 3 разных направлений, чтобы каждая компания сфокусировалась на своем продукте.

Привлечение инвесторов позволяет нам тщательно отбирать партнеров, выстраивать фундамент и аккуратно расти, не гонясь за выручкой и паушальными взносами. Так, например, в одном из прошлых месяцев мы получили больше 600 заявок на франшизу компании #coffeelike, но, не одобрили при этом ни одной, потому что не уверены в партнере и в разделении наших ценностей. Наверняка, вы видели некоторые закрытые обшарпанные кофе-бары, это результат нашего быстрого роста и, в какой-то степени, отсутствия у нас в прошлом качественного подхода к подбору франчайзи-партнеров. Так, например, сейчас, каждый кандидат проходит 3-этапное собеседование, в том числе, с финансовым директором компании и генеральным директором компании. Кроме того, проходит аттестацию, обучение, а управляющая компания сопровождает открытие. Полгода назад мы научились прогнозировать прибыль будущих кофейных баров, в зависимости от выбранного места нашим партнером. В прогнозах бывают отклонения, которые сейчас составляют в среднем 10%. Уверен, что в будущем эта цифра снизится.

Качественные изменения в подходе к работе компании, ее масштабированию привели компанию к хорошим результатам, благодаря которым выручка всей розничной сети имела следующую динамику: 

Январь: 29 759 583 рублей 
Февраль: 33 512 704,32 рублей 
Март: 39 652 161,55 рублей 
Апрель: 46 617 036,28 рублей 
Май: 49 201 257 рублей
Июнь: 45 050 195 рублей

Важно, что мы бы не смогли прийти к таким результатам, без фокусировки на продукте и привлечению инвестиций. Инвестиции помогли нам не высасывать деньги из бизнеса, а спокойно заниматься его развитием, улучшая нашу бизнес модель и "устанавливая ее" на все большее количество кофеен. Так, мы всерьез намерены путем непрерывного совершенствования довести количество кофе-баров до 2000 с суммарной выручкой свыше 14 миллиардов рублей в год.

На пути к этому нам очень помогли частные инвесторы. Они позволили сфокусироваться на продукте, чтобы в будущем прийти к экспоненциальному росту, через масштабирование бизнеса.

Кто же инвестировал деньги в #CoffeeLike? 

Это совершенно разные люди. От сотрудника офиса «Управления фондовых рынков и акций» Альфа Банка до бизнесменов, один из которых, кстати, после того, как вложил деньги в нашу компании, в последствии стал нашим франчайзи-партнером и уже открыл 3 кофе-бара в Нижнем Новгороде.

И именно эти первые 23 частных инвестора получат первые выплаты уже в текущем месяце. Спустя 1,5 года мы вышли на операционную прибыль. Не знаю насколько вы понимаете наши эмоции. Их сложно передать просто текстом. Начав без опыта, я закладывал свою машину, квартиру, мы с партнером не получали дивидендов, а жили на зарплату, как сотрудники компании. Несли финансовые и репутационные риски, просто потому что верили и знали ради чего мы все это делаем. Я думаю, что личные риски, которые мы на себя брали и способность забыть про прибыль и выведение денег из бизнеса является самым главным подтверждением наших намерений сделать твердую международную компанию, способную конкурировать с такими гигантами рынка, как Starbucks и Costa Coffee.

Не смотря на то, что по результатам исследования, на конец 2015 года мы занимаем 8,2% доли рынка в сегменте "кофе с собой" в России, впереди еще много сражений, самое главное, оставаться способным к развитию и обучению. Неоценим тот опыт, который мы получили за 2,5 года, что мы развиваем этот бизнес.

Орфография и пунктуация автора сохранены