«Примечательно, что это сделано не в рамках государственного «национального проекта», а по личной инициативе и благодаря безумной вере в успех одного-единственного предпринимателя».
Не знаю, уделят ли этому событию хотя бы пару минут в вечерних или итоговых недельных новостях на ОРТ или НТВ, но это свершилось: «В пятницу первая ступень ракеты-носителя Falcon-9, с помощью которой был выведен на околоземную орбиту грузовой космический корабль, совершила контролируемую посадку на плавучую платформу в Атлантическом океане неподалеку от мыса Канаверал».
Одним из важнейших аргументов «крутизны» российских космических технологий было гордое заявление – «Зато они на наших двигателях летают». Очень скоро глагол в этом предложении поменяет свое время с настоящего на прошедшее. Да, американцы летали в космос на наших двигателях. Летали потому, что они были дешевыми, их было не жалко «сжигать» вместе с первой ступенью. И у производителей двигателей не было стимулов вкладываться в развитие того, что сжигается. Теперь Илон Маск в корне меняет ситуацию в отрасли. Кстати, не только в космической…
А по поводу прошлых успехов Советского Союза в космосе, здесь нынешние успехи «частника» — компании «Space X» могут стать просто идеальной иллюстрацией к тому разделу учебника «Экономикс», где идет речь о моделях экономики. Безусловная победа Советского Союза на ранних этапах «битвы» за космос прекрасно демонстрирует мобилизационные возможности командно-плановой экономики. Поставили задачу – бросили все силы государства – получили результат.
Рыночная экономика работает иначе. Сначала создаются условия, потом появляются всходы. Первые плоды могут быть весьма посредственными, но законы рынка заставляют последовательно их улучшать и добиваться в итоге совершенства. Американцам потребовались многие десятилетия на то, чтобы добиться сколь либо значимых результатов в космосе. И даже если не было высадки на Луне, с возвратом первой ступени именно они открывают новую эпоху в освоении космоса. И тем более примечательно, что это сделано не в рамках государственного «национального проекта», а по личной инициативе и благодаря безумной вере в успех одного-единственного предпринимателя.