«Россия в десятки раз отстает от ведущих стран мира, которые формируют технологические тренды и захватывают рынки сбыта и финансовые потоки, наиболее емкие по сравнению с другими отраслями».
В настоящий момент всего 5 стран занимают 86% от глобального рынка ИТ и производства технологических и высокотехнологических товаров потребительского назначения (типа бытовой техники, аудио, видео, ТВ и т.д) за исключением фармацевтики, биотеха, авто и компонентов (это в другом исследовании).
Для формализации и унификации выборки в исследование я включил технологический и ИТ сектор в полном составе, плюс те группы технологических компаний, доля розничного сегмента в продажах которых доминирует. Среди крупных компаний практически не бывает узкоспециализированных и зачастую речь идет о высоко диверсифицированных конгломератах.
Например, Samsung производит товары чрезвычайно широкого спектра, как потребительского, так и коммерческого назначения, однако розничный сегмент является основным или Sharp, который выполнял коммерческие заказы для Apple, но при этом неплохо развит потребительский сегмент.
Компании новой экономики – это корпорации, зарождение которых или основный импульс развития был дан после 70-х годов 20 века. В выборке свыше 95% компаний основались и развивались с 80-х годов 20 века. Есть старожилы, типа HP от 39 года или Sony от 46 года, но и даже они стали тем, кем являются после 80-х.
По результатам 2015 года глобальный рынок ИТ, харда, софта и технологичных товаров потребительского назначения оценивается в 3.4 трлн долларов среди публичных компаний, предоставляющих аудированные отчеты по международным стандартам. Оценка происходит по корпоративным отчетам компаний за 2015 финансовый (не календарный) год в долларах по среднегодовому курсу, поэтому некоторое смещение, т.к. в Японии год заканчивается в конце марта, а не в конце декабря, как мы привыкли.
Из этих 3.4 трлн на США приходится 41.8% ($1.42 трлн), на втором месте Япония ($478 млрд), далее Китай ($367 млрд), Тайвань ($357 млрд), Южная Корея ($323 млрд). Страны Западной Европы в совокупности около 310 млрд. Наиболее развитые представители в этом сегменте Франция ($90 млрд) и Швеция ($61 млрд).
На что бы я обратил внимание в первую очередь – это феноменальное развитие Китая. За 10 лет агрегированная выручка выросла с 70 млрд до 367 млрд. Ни одна другая страна не показала ничего подобного на столь высокой базе ни за выбранный период, ни раньше. Хотя многие компании вышли с публичной отчетностью после 2005 и тем самым анализ агрегированной выручки не совсем корректный, но даже среди тех компаний, кто публиковал отчеты непрерывно рост выручки в разы.
Важно отметить, что речь идет не о подрядах транснациональных корпораций в Китае. Нет! Это именно китайский бизнес, созданный с нуля. Большинство названий вам ничего не скажут, т.к. подавляющее число технологических компаний Китая работают пока на внутренний рынок, который очень емкий (свыше 700 млн платежеспособного населения). Но есть известные: Lenovo Group, Gree Electrical, ZTE.
Китай вкладывает огромные ресурсы в науку и технологии, в исследования и разработки, активно перенимая опыт международных менеджеров, которые 20 последних лет обеспечивали подряды ТНК в Китае. По мере набора опыта, развития технологий и формирования, так называемой, критической массы Китай будет выходить на международные рынки. Это процесс не быстрый, китайцы пока в самом начале и им повезло – у них есть огромный внутренний рынок, но свое слово Китай еще скажет.
Китай нельзя назвать острием глобального технологического прогресса, скорее они успешно и эффективно копируют чужие разработки, модифицируя их и дополняя. Но прогресс китайцев нельзя не замечать и очень скоро они перехватят инициативу.
Также огромный рывок обеспечили в Южной Корее. Прогресс чуть меньший, чем в Китае, но Южная Корея по праву является новатором во многих областях хайтека, перехватывая технологическую инициативу и лидерство у США и Японии, которые раньше были законодателями моды и формировали технологические тренды. Они и сейчас формируют, но Южная Корея и Тайвань, а вместе с ними Китай уже теснят былых гегемонов.
Что касается России? Как вы уже догадались, Россия в конце списка, на нуле так сказать ) Единственный представитель России в публичном сегменте – Яндекс. В России среди непубличных есть НКК, Ланит, 1С, Касперский, при этом лишь последний обеспечил глобальное международное признание. В России отличные программисты и ИТишники, но страна полностью упустила отрасли новой экономики – потребительскую электронику, технологический сегмент из-за зачастую целенаправленного вредительства властей, формирующих архаичную отсталую структуру страны образца вековой давности.
В расчете на душу населения, Россия в десятки раз отстает от ведущих стран мира, которые формируют технологические тренды и захватывают рынки сбыта и финансовые потоки, которые, к слову, наиболее емкие по сравнению с другими отраслями. Отрасли новой экономики имеют высокую добавленную стоимость на единицу персонала, что формирует высокий доход наемных работников, плюс в отличие от старой экономики динамично развиваются.
Вот крупнейшие представители новой экономики:
Россия, увы, не попала на этот «праздник жизни». С 91 года Россия формируется, как страна нулевых, низших и низких переделов, типа руда, лес, зерно, нефть, газ, уголь, металлы, удобрения. Высокие технологии оказались не по зубам в стране, которая первая полетела в космос и имела наиболее развитую в мире научно-техническую базу. Ключевое слово "имела". Все разрушили гады.