«Вот ведь дожили: даже то, что вполне может и должно работать как антикризисная мера, не способно в современной российской экономике помочь ей в выходе из кризиса».
Приватизация, как следует из свеженьких поправок в конституционный закон «О правительстве», скоро перестанет в обязательном порядке обсуждаться на заседаниях правительства. А ведь есть что обсуждать-то.
Приватизация сегодня рассматривается властями в качестве важнейшего направления антикризисной деятельности. Планируется приватизировать много и дорого.
Причина приоритетности приватизации проста: денег нет, надо как-то закрывать бюджетные дыры. Вот и надеются сделать это с помощью вырученных от продажи госсобственности денег.
Вообще-то, в принципе, приватизация призвана решать не только проблемы недостаточности средств в бюджете, но и проблемы структурных перекосов в экономике.
Если с помощью официальной статистики попробовать оценить кажущийся очевидным структурный перекос в пользу государства, то результаты будут таковы. Распределение предприятий по формам собственности, по последним отчётным данным Росстата (2014 год) выглядит следующим образом: государственная форма собственности — это всего лишь 2,3% от общего числа предприятий, а вот частная — 86,2%.
Тогда посмотрим на соотношение по основным фондам: 82% — негосударственная форма собственности, 18% — государственная. Получается, что с рыночной точки зрения всё обстоит очень даже неплохо (в 2000 году соотношение было 75% на 25%, в 2009 году — 80% на 20%). Если посмотрим по структуре выручки, то и там увидим, что частная форма собственности у нас уже в абсолютном большинстве — 68,3%. А за государственной — всего лишь 3% (2014 год).
Значит, формально структура российской экономики уже вполне рыночная, с явным преобладанием частной собственности. И приватизация здесь не поможет, потому что проблема в другом: реально многие частные предприятия, особенно что касается «крупняка», у нас являются квазичастными. Они, вроде, и частные, но, учитывая подчинённую роль бизнеса в нашей стране, вроде, и не частные вовсе. Такая вот вертикаль. Кстати, есть и обратная проблема: формально госпредприятия нередко очень смахивают на вполне себе частные (во всяком случае, по тому, как ведёт себя их менеджмент).
Тогда остаются фискальные цели приватизации. Но на падающем рынке такие цели недостижимы. Значит, возможна только притворная приватизация. Или определят тех, кто должен купить, и сделают соответствующие предложения, от которых трудно отказаться. Или будут придумывать какие-то там механизмы через, к примеру, покупку конвертируемых облигаций и т.п..
В общем, не то всё это.
Отсюда вывод: объявленная приватизация не способна стать эффективной антикризисной мерой. Значит, необходимо отложить её до лучших времён. Вот ведь дожили: даже то, что вполне может и должно работать, как антикризисная мера, не способно в современной российской экономике помочь ей в выходе из кризиса.