«Изменение ситуации в сельском хозяйстве страны – прямое следствие рыночных реформ. Это я напоминаю тем, кто и сегодня считает, что нам эти реформы ничего хорошего не принесли».
В четверг, 31 марта, у нас в «Вышке» был любопытный научный семинар на тему «Продовольственная безопасность мира и Россия». Главным докладчиком была Евгения Серова, видный экономист гайдаровского призыва, а затем надолго уехавшая на работу в ФАО – международную организацию по продовольствию. И вот она снова в Москве, теперь в качестве представителя ФАО в России.
Надо ли говорить, что Россия, в течение почти всей своей истории, считалась страной неблагополучной в вопросах пропитания своего населения. Причём речь шла в основном о недородах на нашей земле, например, в начале 90-х годов XIX века.
Но также напомню о голоде после гражданской войны, а затем в годы коллективизации. На Украине сейчас поднимают кампанию по выводу голода на её территории, якобы с целью подавить порывы к независимости от большевиков. На деле это был периодический неурожай, осложнённый коллективизацией и массовым исходом из деревни в город. На деле неурожай был во многих районах СССР. А потом ещё в 1946-м году и для нас было как-то привычно время от времени нести потери вследствие нехватки продовольствия. Привычка к недородам и голодовкам казалась для России обычным делом, особенно при коммунистах.
Но вот что происходит теперь: Россия – мировой экспортёр зерна. В 1990-е годы было импортировано 40 млн. тонн зерна, в 2014-ом году (приблизительно) Россия экспортировала 32 млн. тонн. Рынок продовольствия в мире в основном насыщен. Мы в числе других производителей испытываем беспокойство по поводу сбыта. Особенно наряду с падением цен на нефть и на её превалирующую роль в последние годы в качестве главной статьи валютных поступлений. Стало модно говорить, что превосходство нефти заканчивается, но зато мы восстанавливаем свои позиции в сельскохозяйственной продукции. И не только по зерну, но также по подсолнечному маслу. Начался экспорт птичьего мяса и свинины. Сможет ли продовольствие заменить нефть?
Во всяком случае, я думаю, мы можем, сделать вывод: мы теперь не голодающая страна, производство продовольствия достаточно для собственных нужд и всё более будет идти на экспорт. Этот поворот событий связан с развитием в России рыночной экономики. Доля занятых в сельском хозяйстве – не более 5–6% от числа работающих, хотя в конце 80-х гг. она составляла около 17%. У нас есть серьёзные проблемы, но больше не с сельским хозяйством, но с сельским населением.
Но в мире это большая проблема. По данным Е. Серовой, в мире ныне число хронически недоедающих составляет 793 млн. человек, подавляющее большинство в развивающихся странах – 13,5% населения. Там ежегодно умирают от недоедания 5 млн. детей в возрасте до 5 лет. Недоедание – один из главных факторов основных болезней в мире. И при этом рынки продовольствия и сельскохозяйственного сырья в мире перенасыщены. Россия только начинает работу по завоеванию достойной части этих рынков. В сочетании с ростом производительности, урожайности, качества продукции. И одновременно – умеренности в питании, сокращении ожирения.
Изменение ситуации в сельском хозяйстве страны – прямое следствие рыночных реформ. Это я напоминаю тем, кто и сегодня считает, что нам эти реформы ничего хорошего не принесли. Но всё же предстоит огромная работа по повышению эффективности, производительности, повышению качества.
Однако не должно быть сомнений в двух вещах:
1) Мы более не голодная страна;
2) Нам предстоит серьёзная работа по повышению эффективности, производительности, освоению новых продуктов и сортов.