«Ответ на вопрос, стоит ли долгосрочно инвестировать в акции производителей электромобилей, очевиден».
Илон Маск сейчас пытается воплотить в реальность то, что до него столетие назад осуществил Генри Форд – сделать автомобиль массовым. Объем заказов на Model 3 превысил 350 000 за неделю. Но у главы компании хватает и критиков. Однако скептицизм к проекту и электромобилям вызван традиционным консерватизмом. В реальности фобии имеют под собой мало разумных оснований: Форду было сложнее завоевать рынок.
Да, моменту выхода Model T компания существовала 5 лет и уже могла похвастаться несколькими моделями. Tesla Motors была основана в 2003 г., и первая модель Tesla Roadster тоже воспринималась скорее как щегольская игрушка, чем серьезный автомобиль. Во-многом, по этой причине у электромобилей противников больше, чем поклонников.
Победа электротранспорта над традиционным автомобилем выглядит закономерной. Увеличение производства моторного топлива – такой же тупиковый путь, каким показалось бы выращивание овса. Альтернативные источники энергии, в том числе, возобновляемые, постепенно пробивают себе дорогу. Ежегодный прирост генерации альтернативными источниками составляет порядка 30%.
Сейчас, при стоимости бензина в районе $1 за галлон, анализ реального использования автомобиля Tesla в такси показал, что эксплуатационные расходы, включая не только топливо, приблизительно сопоставимы с традиционным. Причем если учитывать только топливо, то они меньше в 10 раз. Развитие доступной инфраструктуры и технологический прогресс окончательно подпишет приговор традиционному автомобилю. Осталось дождаться зеленой революции в энергетике, которая, хотя и поднимет стоимость кВт*часа, но сделает дешевле и прибыльнее саму альтернативную генерацию. Тогда события вроде банкротства крупнейшего производителя солнечных панелей Sun Edisson будут оставаться незамеченными даже среди скептиков, поскольку объемы генерации продолжат расти из года в год не меньшими темпами, чем сейчас.
Если Tesla Roadster было выпущено менее 3000, то Model S уже произведено больше 100 тыс., причем примерно половина – за прошлый год. В этом году будет произведено около 90 тыс. автомобилей, и дальше будет нарастать, поскольку компания развернет производство в Европе, а затем, возможно, и на других континентах. Ведь Model S производится даже для японского рынка (с правым расположением руля), и это успех, поскольку ведущие американские производители продают на японском рынке лишь несколько тысяч автомобилей в год (счет японских машин, проданных в США идет на миллионы).
Жесткая конкурентная борьба заставляет не стоять на месте. Илон Маск поставил перед компанией очень амбициозные цели. 4 мая компания представит квартальный отчет, ожидается, что впервые убыток сократится до 64 ц на акцию, что укрепит уверенность в успехе проекта. Значит, массовое производство электромобилей, возможно, и оно востребовано уже сейчас. И это на горизонте нескольких лет обеспечит отрыв от конкурентов, которые норовят наступить на пятки, но пока лишь продолжают эксперименты в области электромобилей.