«Граждане будут продолжать задаваться вопросом: правильно ли расставлены приоритеты распределения государственных средств, достаточно ли финансирование социальной сферы, медицины, образования?»
Ирина Мамина, председатель Комиссии независимых экспертов при Общественном совете при УФНС России по Свердловской области, генеральный директор «АКП Маминой»:
— Тема налоговых отчислений, пенсий и социальных выплат в ближайшие годы все чаще будет обсуждаться в нашей стране. На мой взгляд, мы живем в эпоху важных изменений в налоговом контроле, который будет и дальше ужесточаться, автоматизироваться, становиться тотальным и оперативным. Такие выводы очевидны в свете последних изменений законодательства и перестановок в правительстве.
Чего ждать от новых людей?
Что касается Михаила Мишустина, то считаю, это неплохое назначение. Нерасторопность и неэффективность предыдущего кабинета была очевидна для многих. Нынешний премьер показал себя эффективным руководителем на предыдущем месте работы, это признают все налогоплательщики, так что от него ждут активных действий на посту премьера.
Еще одно изменение — переход бывшего зама руководителя ФНС Даниила Егорова на руководящий пост главы ФНС — вполне логично и многообещающе. Даниил Егоров по образованию юрист, в свои замы он привлекает известных специалистов по налоговому праву — юристов. Я говорю о назначении Виктора Бациева, имеющего солидный юридический стаж и судейский опыт в ВАС РФ.
Михаил Мишустин по специальности экономист, возможно, поэтому правовые вопросы в деятельности налоговой службы не являлись приоритетными. Сейчас многие коллеги заряжены оптимизмом и надеются, что работа налоговых органов будет строиться на принципах налогового законодательства и соблюдения прав налогоплательщиков.
Лично мое мнение о новом главе ФНС, с которым мне удалось пообщаться на совещаниях, это умный, жесткий чиновник, успешно решающий поставленные задачи.
Думаю, что в числе задач нового премьера будет не только преумножение доходов, но и контроль за госрасходами.
После назначения Михаил Мишустин анонсировал приоритетные задачи, в числе которых назвал внедрение системы контроля доходов домохозяйств. Логично предположить, что следующим шагом станет подсчет расходов семей. Очевидно, что эта работа не ограничится простым подсчетом в целях определения нуждающихся в пособиях и льготах, а перейдет в глубокий анализ и стыковки полученных цифр.
Налоговая прозрачность
Налоговое будущее граждан — это прозрачная система большинства доходов и расходов, в первую очередь безналичных, и автоматические проверки налоговых обязательств.
В Европе, Америке и ряде других развитых стран у граждан иное отношение к налогам. Во-первых, они ориентируются на свою годовую зарплату, четко знают, сколько налогов в год будет ими уплачено, следят за своими налоговыми льготами и вычетами.
В России налог на доходы физических лиц с зарплаты удерживает работодатель, а сотрудник в большинстве случаев не может назвать годовую сумму удержанных и уплаченных налогов в бюджет со своего заработка.
При этом в нашей стране одна из самых высоких налоговых нагрузок на труд. Помимо 13% НДФЛ работодатель платит сверх заработной платы еще как минимум 30% в качестве страховых взносов: 22% — на обязательное пенсионное страхование, 5,1% — на обязательное медицинское страхование, 2,9% — на фонд социального страхования и еще дополнительно взносы на страхование от несчастных случаев, тариф которого зависит от отраслевой принадлежности компании.
При этом работник чаще всего не знает, в какие фонды и в каком объеме выплачивает за него налоги работодатель.
Специалисты не зря говорят, что у нас существует два налоговых препятствия росту экономики: это высокая налоговая нагрузка на труд и высокий НДС. Сегодняшняя система, когда НДФЛ с заработка сотрудника уплачивается организацией-работодателем, упрощает процесс государственного налогового контроля. Однако развитие цифровых систем в налоговой сфере рано или поздно позволит поставить вопрос о возможном изменении правил налогообложения граждан.
Как только каждый гражданин будет самостоятельно выплачивать налоги, его будет в большей степени интересовать — насколько эффективно они расходуются. Готово ли государство к такому всеобщему контролю? Скорее, нет, чем да.
В то же время возрастает количество людей, которые пользуются исключительно частной медициной, дают детям платное образование, водят их в платные садики, школы и секции. Думаю, что каждый из них хотел бы пользоваться бесплатными государственными услугами, но, к сожалению, не всегда это возможно, запись к нужному врачу только через месяц, очередь в садик через несколько лет, а чтобы попасть в первый класс, нужно дежурить всю ночь у компьютера.
Граждане будут продолжать задаваться вопросом: правильно ли расставлены приоритеты распределения государственных средств, достаточно ли финансирование социальной сферы, медицины, образования, благоустройства?
Рассчитывать ли на пенсию?
Еще один острый вопрос для наших граждан — пенсии. Дело даже не в том, что в стране продолжает сокращаться соотношение показателя людей трудоспособного возраста к пенсионерам: называют цифры 4 к 1 в 80-е годы, 2 к 1 — сейчас.
Наша пенсионная система недостаточно прозрачна, индекс замещения пенсий к зарплате ничтожен и продолжает падать: около 32% сейчас, перспективы к 2024 году — около 30%, плюс непрекращающиеся реформы пенсионной системы. Отсутствие продуманных решений рождает недоверие граждан к очередным нововведениям в пенсионной сфере.
Вводятся всевозможные добровольные программы софинансирования пенсий, но они проваливаются, потому что граждане не хотят рисковать, не верят будущим накоплениям, да и уровень жизни не позволяет большинству нуждающихся беспрепятственно откладывать средства на старость.
Есть идеи отдельных чиновников в рамках будущей пенсионной реформы переложить на плечи граждан обязанность платить дополнительные суммы из зарплаты сверх существующих налогов для формирования своей накопительной пенсии.
Я сразу вспоминаю начало своей трудовой деятельности, когда с зарплаты каждого сотрудника удерживали 2% в счет будущих пенсионных накоплений. Вопрос: где эти накопления сейчас — вполне риторический. Кроме того, накопительная часть пенсии граждан уже не первый год заморожена: текущие пенсионные взносы расходуются на выплаты текущих пенсий.
Если несколько десятков лет назад казалось бесспорным, что при достижении определенного возраста человек может гарантированно рассчитывать на ежемесячные государственные пенсионные выплаты, то сегодня эта аксиома периодически подвергается сомнению, например, в СМИ.
Нам приводят примеры Китая либо Юго-Восточной Азии, где отсутствуют государственные пенсии, рассказывают о странах, где пожилых родителей содержат дети. Не считаю, что такие сравнения корректны. При наличии стабильного государственного устройства, богатстве ресурсов и росте налоговых сборов содержать пенсионеров в черте бедности противоестественно. Борьба с бедностью должна стать приоритетом для власти.
Я оптимистично верю, что с развитием нашего общества в целом и уровня образования в частности эти проблемы будут решаться на государственном уровне, в том числе за счет измененной структуры бюджета, а налоговая система будет стимулировать, а не препятствовать инвестициям и развитию бизнеса.