Меню

«Много информации, мало знаний». Что не так с современным образованием

Иллюстрация: pixabay.com

«Мы обожаем информацию, она льется на нас бесконечным потоком. Но это не приносит знаний: для них сведения нужно усвоить, пропустить через себя. Именно это современный человек почти не умеет делать».

Кого можно считать не просто образованным, a еще и мудрым человеком? Какое отношение идея воплощения имеет к тому, что мы делаем с полученными знаниями? Педагог и писатель Тайлер Клибергер в своем блоге объяснил, в чем разница между двумя типами обучения и почему для того, чтобы чему-то научиться, недостаточно просто потреблять информацию.

— Наша культура — это культура обучения. Мы обожаем информацию. Google, «Википедия», СМИ, социальные сети, разговоры с умными людьми — все это льется в наши головы мощным информационным потоком. У нас есть практически неограниченный доступ к все растущим объемам знаний. Нам достаточно зайти в интернет, чтобы узнать что угодно.

Но поглощение информации — это только первый тип обучения. Он стал возможен после появления массового книгопечатания, все началось со словарей и энциклопедий, после чего доступность знаний уже только росла. Появилось невероятное количество разных книг, затем сайты, подкасты, YouTube и так далее. Появилась целая индустрия обобщения и распространения информации, которая теперь определяет нашу образовательную систему, наш социальный опыт и наш образ самих себя как информированных и образованных людей.

Да, все знания мира в наших руках, что очень полезно. Но нужно понимать, что это довольно новый с исторической точки зрения тип обучения. Нужно понимать, что поглощение информации не может быть самоцелью, оно должно вести к воплощению информации.

Второй тип обучения устроен иначе: мы принимаем в себя знание, обрабатываем его, отождествляем себя с ним, позволяем ему себя менять. Это то, что в большинстве древних философских традиций называется мудростью. В сущности, речь идет о разнице между «смотреть» и «видеть». Можно смотреть вокруг сколько угодно, но видеть мы начинаем только тогда, когда объект становится частью нашего внутреннего мира.

В старые времена, чтобы обучиться чему-то, нужно было понять и прочувствовать это настолько, чтобы оно меняло тебя и твою жизнь. Поэтому в большинстве традиций мудрости не было понятия «учащийся», но было понятие «ученик».

Современный человек рано или поздно должен осознать неполноту первого типа обучения. Конечно, мы будем продолжать читать, писать, слушать, узнавать новое и делиться знаниями, но вместо того, чтобы просто поглощать информацию, мы научимся спрашивать себя: «Во что может воплотиться эта информация? Что она изменит во мне и в мире? Как я перейду от ее поглощения к ее воплощению?». Если говорить совсем просто, обучение должно подразумевать вопрос: «Что я теперь буду делать с тем, что узнал?»

Обучение должно быть не самоцелью, а чем-то вроде тренировки. Знание должно менять человека, хотя бы помогать ему лучше ориентироваться в мире. Важно узнавать новое, но потом обязательно воплощать это на практике, иначе все прочитанное не имеет никакого смысла.

Теги: личностный рост, мнение