Меню

Мода на единорогов: чем живет арт-бизнес в Екатеринбурге / Опыт студии «Матяж Арт Хаус»

Иллюстрация: Личный архив Анны Матяж

«Ты здесь царь и бог, но и пол ты здесь тоже моешь. Вот что такое «бизнес в искусстве». Анна Матяж о том, как открывала арт-студию, на чем зарабатывает и почему все должно быть по фэншую.

 «Надо же, какое хорошее название вы придумали. А что такое «Матяж»?»,  часто спрашивают хозяйку студии «Матяж Арт Хаус», Анну. «Это фамилия»,  не устает отвечать она и шутит, что ради такой стоило выйти замуж. 

В Екатеринбурге последние пару лет отчетливо прорисовывается мода на искусство: все светские тусовщики, а вслед за ними наблюдающие и сочувствующие, пробуют себя в роли творцов и старательно осваивают акварель, пастель и масло. 

Полтора года назад художница Анна Матяж открыла свою арт-студию: не столько уловив мейнстрим, сколько по велению души. Хотя, как признается она, именно «мода на акварельки» среди гламурных девушек позволяет ее студии существовать.

В «Матяж Арт Хаус» проходят мастер-классы талантливых художников, но можно и просто прийти и поработать за мольбертом. Как рассказывает Анна, именно отсутствие в нашем городе такого предложения и привело ее к мысли о своей собственной студии.  

Аня

Молодая, энергичная и уверенная, она берет на себя смелость критиковать академическое образование и давать оценки местным художникам. «А кто ты такая?»,  вопрос, наверно, закономерный.

 Я Анна Матяж, открыла себе студию,  говорит она.  Я ни в чей огород не лезу: у меня тут свой палисадничек. 

Заняв 400 тыс. руб. у родственников (столько стоила машина, которую в случае неуспеха можно было продать) и зарекшись впоследствии брать деньги у родни, Анна и ее муж, дизайнер Павел Матяж, нашли помещение в центре  с большими окнами, круглосуточным доступом и собственной раковиной, чтобы мыть кисточки и палитры. Закупили мольберты, повесили на стену плюшевого лося и заявили, что они в этом городе есть и творят «крутотань»: «Приходите и научитесь этой крутотани». 

— Мне нужно было попробовать: а вдруг вообще никак? Это сейчас я чувствую в себе силы и вижу потенциал, куда развернуться, но когда мы начинали, ни о какой уверенности речи не шло,  говорит Анна.  Но я студию бизнесом не называю. Это дело всей жизни, что и есть сама жизнь. Будь это бизнес, я бы полтора года в ноль не игралась.

Студия

 Все деньги, которые зарабатывает «Матяж Арт Хаус», сейчас уходят на оплату аренды. Можно было снять квартиру на Вторчике и сделать студию там, платить 10 тыс. руб. в месяц и горя не знать, но начинать надо именно здесь, в центре. 

Мы, например, живем на Эльмаше: там аптеки, «Красное и Белое», продуктовые формата «24 часа в сутки» и пиво. Специфика Екатеринбурга такова, что вся жизнь сосредоточена вокруг маленького пятачка в центре города. 

Удобное местоположение  это мой маркетинговый ход. Если взялся за это, ты должен свою лямку тянуть. Несколько лет. Я не знаю, сколько: 5, 10… И уже после того как срок давности прошел, ты заработал себе известность, можешь себе позволить найти вариант попроще. 

Зато у нас нет никакой рекламы. Потому что в искусстве это не работает. Если ты повесишь растяжку: «Только сегодня, только сейчас, занятия по живописи не 1000 руб., а 800», глупо ждать реакции: «Сейчас пойду, только кисточки расчехлю». Это не та сфера. Но здесь, как, пожалуй, нигде, срабатывает сарафанное радио: «Ой, это ты сама нарисовала? Я тоже так хочу! А где?»

Сервис

 У нас на Урале избалованный народ. Гораздо более избалованный, чем в каком-нибудь Париже или Лондоне: мы все ждем all inclusive Египта и Турции во всем. Меня, например, несколько раз обвинили в том, что я не обзваниваю записавшихся перед мастер-классом. Я говорю на это: «Я вам что, стоматология?»

У меня тут вместимость 12 человек: не будет такого, что до вас не дошли, про вас забыли. Я даю материалы, у меня есть библиотека, чтоб показать всех возможных тицианов, студия в шаговой доступности, парковка  вот это сервисность, а не то, что я кого-то не обзвонила. 

Бизнес

 Ты здесь царь и бог, но и пол ты здесь тоже моешь. Вот что такое «бизнес в искусстве». Было очевидно, что художественная тема – это бизнес такой, условный, то есть занятие не для заработка, а скорее кармические вещи отрабатывать. 

Но зарабатывать можно на каких-то факультативных вещах: например, если мы будем работать и как рекламное агентство, то есть заниматься дизайном, версткой, разработкой логотипов и наружкой. Мы и сейчас такие заказы берем. Я не могу сказать: «Это мы не делаем, а вот это делаем». 

У меня хороший учитель в вопросе, как нужно делать дела – Ольга Николаевна Зайченко, у которой я проработала пять лет. Она дала понять нам простую вещь: сделайте вы немножко больше для человека, оправдайте его ожидания: все, он ваш навеки.

Школа

 Академическое образование, которое дают в художках, крайне староверческое, ортодоксальное.  Тебя научат, как надо: чтобы блик стоял в нужном месте, тень была в нужном месте. Шаг влево, шаг вправо  расстрел. Но то, что ты умеешь рисовать по законам, это  ремесло и не более того. Хороших ремесленников у нас много, но так повелось, что наша школа не учит идее.

У нас есть друг, который учится сейчас в Праге на архитектора. Он рассказывал, что именитые профессора, набирая себе преемников, вообще не смотрят на ремесло. Ты можешь принести суперхудожественную акварель, натюрморт с идеально выполненными стеклянным кувшином и яблоком, а тебе скажут: «Ну и что?». А придет чувак, у которого просто что-то на салфетке накарябано, а они скажут: «Вот оно!»

Ко мне иногда приходят: «Аня, мне нужен базис. В архе есть для этого двухгодичные курсы – я всех туда отправляю. Там, как по звонку, три раза в неделю ты приходишь и ставишь руку, если тебе надо. В студию обычно идут за быстрым результатом: походил пять занятий и чему-то научился. И тут я прямо рву на себе рубаху со словами: «Да не вопрос!». 

Сегодняшний мейнстрим  картиночки с единорогами, акварелечки с цветочками  это то, что не требует никакого академизма. Студия держится за счет тех, кому интересен этот мейнстрим. Но сердце ее  это несколько десятков человек, которые понимают, что все, что здесь делается, это и правда круто. 

Да, наша Ксюша Васильева дает эти акварельки. Но я просто знаю, какой величины она мастер. И если у «девочек», назовем эту массу людей так, хватит ума понять, какой она мастер и взять от нее эту крутотань, все  моя миссия на планете Земля выполнена. 

Бесплатный совет

 Мой совет, который и к бизнесу тоже применим: всегда ставьте себе рамки. Иначе ничего не будет. Если я думаю: «Так, я хочу порисовать, что бы мне такое нарисовать? У меня есть масляные краски, есть акварель, акрил, карандаши… можно природу порисовать, можно абстракцию…»,  то я такая сижу и ничего не рисую. Но как только появляется некое «дано»: мне надо нарисовать скетч за 15 минут линерами и маркерами,  я беру и делаю. Прошло 15 минут, у меня были линеры и маркеры, я сделала скетч  проект закончен. Только рамки заставляют нас двигаться. 

Фэншуй

Я сижу в уютной студии «Матяж Арт Хаус», наполненной воздухом и светом. Слушаю хозяйку. Смотрю то на нее, то на плюшевого лося на стене. «Ну просто все по фэншую»,  смеюсь я. 

 У меня здесь действительно все по фэншую, кроме шуток,  отвечает сходу Анна.  Одна моя знакомая этим увлекается, и она мне расписала, как должно быть. Все сработало! Это о том, что если ты чем-то занимаешься и это твое  по-другому быть не может.