Собственник компании «Инсис» — парень немодный и ради ударного селфи Босфор решил не переплывать. Зарабатывать медальки он привык по старинке — 80 кругов в 25-метровом бассейне три раза в неделю.
DK.RU публикует цикл очерков о хобби бизнесменов и топ-менеджеров. На этот раз о своем увлечении рассказывает Артем Черанёв, владелец и генеральный директор компании «Инсис».
— Я плавал все детство — с 7 до 12 лет. Полноценная спортивная секция — каждый день с 8.00 до 9.00. В 12 лет уже получил второй взрослый разряд. А потом резко бросил и пошел рисовать. Инициатором стал отец: «Сын, художественная школа — это круто». Родители считали так: плавать хорошо научился, взрослую жизнь со спортом связывать все равно не собираешься, так что хватит, можно и порисовать. Несколько месяцев я пытался совмещать: в 6.30 — тренировка в бассейне, в 9.30 — художка, а во вторую смену — общеобразовательная школа. Спустя какое то время на истории искусств начал засыпать, поэтому пришлось выбирать, и плавание оставил.
Лет восемь назад меня осенило — снова хочу плавать. Позанимался-позанимался, но опять бросил. Я тогда заявился на соревнования, но бороться пришлось с молодыми ихтиандрами, которым, разумеется, проиграл. Расстроился — снова ушел из плавания. Два года назад вновь потянуло в бассейн. Взял тренера, и стали километры наверстывать.
Буквально через несколько месяцев после начала тренировок мне предложили принять участие в соревнованиях между клубами. Помятуя прошлый опыт, сперва отказался: плыть в 37 против 15-летнего коня, который из бассейна не вылезает, — никакого смысла, он меня на одном здоровье переплывет. Но тренер уговорила. Собирался плыть только одну дистанцию — кролем 50 метров, но она убедила, что еще брассом 50 метров смогу. Я проплыл брассом и пришел вторым. Не успев отдышаться, слышу, что уже объявляют кроль. Я на тумбочку залезаю, а сам дышу как загнанная лошадь. Стартанул то хорошо, шел с запасом в целый корпус: первые 20 метров шел первым, потом переворот и еще 5 метров в прежнем темпе, а затем как выключили — сдох, еле доплыл третьим. После этого опять рукой махнул на плавание.
Плавание — это как секс или велосипед: если научился один раз, то никогда не забудешь. Даже не тренируясь, я мог спокойно нырнуть в озеро и уплыть на пару километров. Меня как-то друзья потеряли. Приехали на природу, занырнули, они немного поплескались и вышли на берег, а меня нет. Кричат, а я не отзываюсь. Конечно, не отзываюсь — уплыл на другой берег и не слышу. Не могу я возле берега барахтаться. Если в воде, то надо плыть и плыть, вперед и вперед — так учили. Знаете, как тренировки в детстве шли: прыгаем в бассейн и херачим час безвылазно — 3-4 км, минимум 80 кругов в 25-метровом бассейне.
Когда приплыл обратно, парни все белые и глаза большие: «Мы думали, что утоп».
Этой весной появилась возможность позаниматься с самим Прилуковым, и этот шанс я точно не мог упустить. За последние десять лет Прилуков — пожалуй, самый титулованный наш пловец, и мне стало по настоящему интересно, на какой новый уровень он сможет вывести.
Он ведь не просто объясняет, как правильно грести. В его тренировках целая философия. В первую очередь идет тренировка не мышц и не дыхательной системы, а головы — голова меняется. Вот пример: мы тренируемся-тренируемся, а он мне говорит:
«Тёма, вот ты сейчас поплыви и поймай ощущение, что ты над водой порхаешь. Подними себя над водой. Лети».
Он не сказал, чтобы я вкладывал руку, поднимал плечо, не опускал локоть, он сказал иначе, и реально получилось поймать это ощущение, а техника пришла автоматически. Или говорит:
«Ты сейчас должен зарядиться перед стартом. Слушай внутри себя барабаны: бам-бам-бам-бам! Ты слышишь только их и ничего больше, и под этот ритм пошел в воду».
Когда к плаванию подходишь через ловлю этих ощущений, а не через скрупулезное выполнение техники, то результаты совсем иные.
Имея разряд по плаванию, я абсолютно не скользил руками. Я плавал почти как мельница. Конечно, не махал руками совсем уж по-колхозному, но все равно было куда расти. Мне поставили скольжение: теперь одна рука скользит по воде, другая ее почти догоняет, и только после этого идет гребок. Или я не контролировал локоть — проваливал его. Не контролировал плечо — оно находилось в стороне от головы, а чтобы хорошо плыть, чтобы обтекаемость была хорошая, плечо должно двигаться. Это, кстати, проблема у многих, кто начинает плаванием заниматься в возрасте, — плечевой пояс закостенел. Плечо должно ходить, и тогда гребок становится мощнее, длиннее, подключается широчайшая мышца спины — ты плывешь значительно быстрее.
Переучиваться — всегда непросто. Ломаешь себя в какой-то мере, но зато когда получается — ну прямо бальзам на сердце. У меня техника старая, 30 лет назад ее ставили, и многое в плавании изменилось за эти годы. Люди удивляются, когда говоришь, что сейчас спортсмены плавают по-другому. Да что там по-другому можно делать? А изменения большие. Посмотрите записи с чемпионатов мира или Олимпиад 80-х годов — убедитесь сами. Сразу вспоминается, как Алексей Панкратов на баттерфляе в 92-м году придумал такую штуку — дышать вбок, тогда как все до него поднимали голову над водой для вдоха, на что уходили драгоценные доли секунд и энергия. Понятно, что сотые доли секунд — это не мой уровень, а профессиональных спортсменов, но тем не менее.
Мне Юра Прилуков рассказывал, как на Олимпиаде на дистанции 1,5 км он приплыл четвертым. Разница между 2-м, 3-м и 4-м местом была меньше секунды. Повторюсь: дистанция — 1,5 км. Представьте, за какие тысячные борются в спринте.
Много дури, много мяса, поэтому спринтовские дистанции — это как раз мое. Вот Усейн Болт, ямайский легкоатлет на короткие дистанции, — кабан, тогда как все марафонцы — травиночки. У меня комплекция не стайерская. Марафонцы сухие, жилистые, выносливые, но менее рывковые. Мне свой центнер таскать надо, а долго таскать — тяжело. Зато рвануть и выложиться на короткую дистанцию — это да. У меня сейчас тренировки построены по коротким отрезкам — 25-50 метров. Допустим, восемь раз по 25 метров или восемь по 50, причем три спокойно, а четвертый с ускорением, три спокойно, а восьмой с ускорением. Или тут Юра выдал задание: 16 раз по 50 метров с перерывом в 20 секунд, причем каждые следующие 50 метров должны быть быстрее предыдущих.
Плавание — не просто работа над физиологией. Понятно, что это дыхание, укрепление мышц, поддержание тела в хорошем состоянии. Плавание — самый энергоемкий вид спорта. Организм элементарно на поддержание температуры энергию тратит. Можно час в воде просидеть — уже устанешь, а надо этот час в воде пахать. Из воды вылезаю, а с меня пот льется. Плюсом в плавании нервные реакции улучшаются. За 50 метров, которые пролетают махом, нужно столько всего проконтролировать в своей координации — голову прочищает. Мысли о вечном, экзистенциальном, собственной миссии — все в форточку. Как то с мамой разговаривал. Она делится: «Не смогла вчера уснуть. Думаю и думаю, думаю и думаю. Нервы расшатались так, что всю ночь глаз не сомкнула». Я отвечаю:
«Мама, мы тут в поход ходили. Один день был переход 35 км. Шли и по болотам. Когда вечером сел с миской каши у костра, то в моей голове было ровно три мысли: первая — у меня нет за спиной гребаного рюкзака, вторая — мне тепло, третья — я ем. И всё. Таким счастливым я давно себя не чувствовал».
Плавание — это удовольствие, поэтому, когда я в воде, ни о чем другом не думаю.
Сейчас появилась мода на плавание — ура, здоровый образ жизни. I Love… — задают тон. На мой взгляд, это полная чешуя, плюс это пахнет тренингами личностного роста, которых я осознанно сторонюсь. Людей зомбируют: «Давайте пробежим 21 км на Гарде или переплывем Босфор». Мне хочется спросить: «Зачем тебе это? Ты никогда не бегал и никогда не плавал. Зачем?» Босфор — из пальца высосанная цель. Я вернулся в плавание, имея базу. Мне это нравилось с детства. А люди ударяются в то, что раскручивается в соцсетях известными лицами, хотя это не их совсем. А обратной дороги нет, друзья, потому что если выйдешь из этой секты, то ты трус, сдулся. Не будем забывать и о том, что марафон с нуля — стресс для организма, поэтому очень опасно. Примеров инфарктов и инсультов на марафонах — вагон и маленькая тележка. И еще: это профанация спорта.
«Главное — участие, а не победа» — чушь полная. Главное в спорте — победа. Идешь заниматься спортом — будь добр достигать результатов.
Поехать на марафон в Нью-Йорк и просто пробежаться в толпе — в чем смысл? Или переплыть Босфор? Зачем рисковать жизнью, если ты еле плаваешь? Ну ради чего? Это бред. Хотите действительно научиться плавать? Придите в бассейн, наймите персонального тренера и учитесь, тем более что это на пересчет почти те же деньги, а результат — в разы лучше, ведь будут заниматься только с тобой.
Модно и селфи — это не внутренняя мотивация, а к спорту и здоровому образу жизни должна подталкивать именно она.
Расскажу историю о себе: в 2004 году на меня было страшно смотреть. У меня был перелом лодыжки, межпозвоночная грыжа, отнимались ноги, был огромный живот. Мне тогда врачи сказали: «Или ты закачиваешь спину, или ложишься под нож». Разумеется, пошел в спорт — в качалку. У меня была внутренняя цель — сбросить вес, укрепить спину, привести себя в нормальный внешний вид. В итоге в прошлом году в начале сезона я от груди жал 100-105 кг, а в конце — толкнул 120 кг. В плавании у меня тоже есть свои цели. Если я иду плавать, то мне нужны полноценные тренировки, да такие, что порой из бассейна вылезти не могу — уматываюсь. Вариант просто пошевелить плавничками — не мой принципиально. Мне нужен результат.
Моя внутренняя цель — на ближайших соревнованиях выплыть из 30 секунд. Это чисто мое время, которое пока не могу побить. В последний раз я с места проплыл за 31,5. Но это с места. На соревнованиях пловцы стартуют с тумбочки, поэтому 1,5-2 секунды – вроде в запасе. Бороться с самим собой — увлекательно, но улучшение собственного времени — это еще и шанс занять первое место на соревнованиях, что тоже много значит.
Плавание для меня – спорт, поэтому медальки – не пустота. Я тут в мае выступал. Посмотрел на рейтинги участников и был уверен, что первое место в кармане. Но на соседней дорожке дядька плыл неказистый, с виду — вообще не спортсмен. В итоге мужик приплыл с результатом в 27 секунд. Это отличный результат, любители так не плавают. Оказалось, что он мастер спорта. Я финишировал вторым. Теперь усиленно тренируюсь перед осенними соревнованиями. Каждая секунда минус в собственном зачете — это очень важно.
Колонка вышла в журнале «Бизнес и жизнь», № 106, октябрь 2015 г. Автор — Ольга Раева. Фото — Глеб Клементьев, GM Photo.