Сеть магазинов «ОЛМИ» меняет владельца: Павел Неверов продал розничный бизнес московским инвесторам. Под новым брендом и с обновленной стратегией розничная сеть начнет работать уже в апреле.
Компания «ОЛМИ» на рынке оптовой и розничной торговли автозапчастями и аксессуарами — с 1992 г. В 2012 г. ее возглавил Павел Неверов. Основатели «ОЛМИ» — братья Олег и Михаил Ёлкины — поставили перед г-ном Неверовым задачу вдвое увеличить розничную сеть. К 2014 г. компания вышла на плановые показатели, а в апреле 2014 г. основатели «ОЛМИ» продали Павлу Неверову свой бизнес. Дальнейшее развитие компании потребовало серьезной докапитализации и четкого разграничения между ведением розничной и оптовой торговли. Вкупе с осложнившейся ситуацией на рынке это подтолкнуло г-на Неверова продать розничный бизнес московскому инвестору. Сумма сделки не разглашается.
Что это будет за инвестор?
— Московская компания «Авторион». У них уже есть инвестиции в серьезный online-продукт для автосервисов, но было решено присоединить к нему еще и офлайн-сеть, чтобы через сеть специализированных магазинов апробировать и продвигать свой интернет-проект. Мы начали вести переговоры еще в 2014 г., в течение года представители компании изучали бизнес и анализировали сопутствующие риски. В начале декабря мы подписали протокол о намерениях. В течение марта проходит процедура передачи магазинов, а в новый формат они начнут «переупаковываться» с апреля.
Получается, все магазины «ОЛМИ» перейдут «Авториону»?
— Нет, из 34 наших магазинов только 28 подходят под требуемый «Авториону» формат. Остальные я закрыл или закрываю. Для меня важно, что покупатель готов рассчитаться со всеми поставщиками «ОЛМИ». Одно из моих встречных обязательств — помочь покупателю в запуске проекта, потому что инвестор не отраслевой, и офлайн-торговля для него в новинку.
«ОЛМИ» вообще перестанет существовать?
— Бренд «ОЛМИ» остается, но он, скорее всего, не будет связан с розничной торговлей. Пока я решаю, что с ним сделать. Бренд достаточно известен в Екатеринбурге и Свердловской области. У меня на складах осталось много запчастей — я ищу новую модель оптовой торговли, поэтому бренд пригодится.
Кроме того, в прошлом году я начал проектировать логистический комплекс. В ближайшие месяцы завершится процедура оформления земли. Считаю, что без собственного современного логистического комплекса, какие есть у компаний «Армтек» или «Шате-М» в Москве и Минске, нельзя строить правильный бизнес по дистрибуции и доставке автозапчастей и автотоваров. Вполне возможно, этот проект будет носить имя «ОЛМИ».
Но если бренд «ОЛМИ», по-вашему, так узнаваем, зачем тогда покупателю проводить ребрендинг и переименовывать магазины в «Авторион»?
— Сеть «ОЛМИ» была известна как сеть по торговле запчастями для отечественных автомобилей, поэтому закрепить позиции на рынке запчастей для иномарок было непросто. «Авторион» — розничная сеть, которая торгует запчастями для популярных автомобилей, не важно – отечественные они или иномарки. Они специализируются на запчастях для массовых автомобилей, и портфель брендов меняется в зависимости от территории и предпочтений населения. «Авторион» больше заинтересован в открытии в городах вроде Полевского, Тобольска, Каменска-Уральского, Шадринска и т.п. Получается, что новый бренд несет новое позиционирование на рынке.
Как изменится работа магазинов после того, как они войдут в новую структуру?
— Насколько я знаю, у розничной сети будет небольшой распределительный центр и несколько стратегических поставщиков, а не 12 тыс. кв. м собственных складов, как было у меня в «ОЛМИ». Знаю, что уже есть договоренности с двумя уральскими компаниями — стратегическими поставщиками. Одна будет предоставлять запчасти и расходные материалы для иномарок, другая — для отечественных авто. Но это не значит, что сеть не должна сотрудничать с кем-то еще. Главная задача новой команды — сделать так, чтобы максимальное количество поставщиков привозило товар прямо в магазины. Это позволит оптимизировать процессы и затраты. 16 марта инвестор в очередной раз прилетал в Екатеринбург, встретился с коллективом компании и назначил гендиректором розничной сети «Авторион» Наталью Кузнецову, прежде занимавшую должность директора по продукту в «ОЛМИ».
Почему «Авторион» решил развиваться именно с Урала?
— Просто появился я, готовый продать бизнес и предоставить им площадку для развития интернет-проекта. И в этом плане нет разницы: на Урале мы или в другом регионе. В России специализированных сетей такого размера немного. Судите сами: самая крупная оффлайн-сеть — «Авто49» (бренд «Би Би») включает 86 магазинов, затем — «ШинТоп» с 50 магазинами, следующие по размеру — «ОЛМИ». К концу 2014 г. мы вошли в пятерку крупнейших в стране специализированных офлайн-сетей, чем и привлекли внимание инвесторов.
Не помешало ли сделке колебание валют и резкое удорожание зарубежных запчастей?
— Это, наверное, была одна из причин, почему я вообще пошел на сделку. Повышение ЦБ ключевой ставки сильно повлияло на российский бизнес. А с учетом того, что мы вели агрессивную стратегию развития: опт, розница, инвестиции в логистический комплекс, то, как и многие другие, в начале этого года попали в денежный разрыв. Несмотря на то, что цены выросли, трафик в рознице упал больше, чем в кризисный 2009 г. Даже повышение цен во многих случаях не компенсировало падения трафика: в Екатеринбурге и Первоуральске спрос упал очень сильно. Нам пришлось снижать затраты, сокращать персонал.
Проблемы появились и в оптовой торговле. Некоторые клиенты стали подумывать о выходе из бизнеса: ко мне выстроилась очередь из предпринимателей, готовых продать свои магазины. Самое неприятное, что, собственно, и подтолкнуло меня к подписанию сделки, — это поведение сильно закредитованных поставщиков. Из-за давления банков и курсовых разниц они начали сокращать товарные кредиты, срок отсрочки и блокировать отгрузки. Но я и сам закредитован, мне тоже банки поднимают ставки, и я понимаю, что они вынуждены это сделать. Сначала я сомневался в продаже, но к середине февраля понял — другого варианта у меня нет.
Как экономическая ситуация отразилась на отрасли в целом?
— У многих компаний старый товар еще не распродан, при том, что по некоторым позициям цены выросли от 40 до 100%. Очевидно, что в магазинах, где старые товарные остатки, цены могут быть старые. Еще месяца два-три цены будут скакать, пока имеющиеся товарные остатки не продадутся и цены не усреднятся. Весь 2015 г. будет непростой. Когда мы в последний раз встречались с известным экономистом Михаилом Хазиным, он сказал: «В последние годы либеральная экономика извратила саму суть ведения бизнеса. Если раньше бизнес велся ради прибыли и чистого денежного потока, то сейчас многие предприятия работают так, чтобы хватало денег на оплату процентов по кредитам». И это неприятная правда.
Каких изменений ждать в ближайшее время на рынке автозапчастей?
— Рынок совершенно не консолидирован: есть оптовые поставщики, которые делятся на национальных, их около 10-15 крупных, и региональных — таких компаний около 100 крупных, а в общем — до 1 тыс. Есть розничные магазины — всего в России их 26 тыс. И есть несметное количество — больше 40 или 50 тыс. — сервисов: от профессиональных до гаражных. Это все не учитывая «самоделкиных», работающих кустарно. В ближайшие пять лет рынок сильно трансформируется: из 15 оптовых поставщиков сохранится первая десятка. Изменится расклад и в региональном опте. Посмотрите на другие рынки: сейчас нет компаний, торгующих оптом продуктами питания. Есть много розничных сетей, есть производители, есть распредцентры. Дистрибуторы превратились в логистов.
У тех, кто торгует автозапчастями в России, есть три стратегии. Первая — стать логистом, для этого нужен хороший склад, гарантирующий оптимизацию затрат. Второй вариант — становиться «упаковщиком» и поставщиком частных марок: например, заказывать их в Китае или Турции. Третья стратегия — становиться розничной сетью. Количество розничных магазинов значительно сократится: с 26 до 10-12 тыс. В США, например, на 1 магазин приходится 5-7 тыс. авто, а в России – 1,5-2 тыс. авто. Нас ждет череда поглощений и появление отчетливых лидеров: розничных сетей из сотен магазинов. Базовые форматы магазинов на нашем рынке — это магазины-склады площадью не меньше 250-300 кв. м. Это значит, что многие локальные магазины маленьких форматов уйдут с рынка. Меняется и стиль потребления: ключевым потребителем становится не автолюбитель, пару раз в году заезжающий в магазин, а специалист автосервиса, работающий в сегменте b2b, посещающий магазин каждое утро или ждущий доставки запчастей прямо к нему в автосервис. Также одной из мощных тенденций является развитие онлайн-сервисов. За ними большое будущее!
«ОЛМИ» в деталях
Показатели на конец 2014 г.
3 млрд руб. — годовой оборот торговой компании «ОЛМИ», в т.ч. розничная сеть – 1 млрд.руб.
38 магазинов — размер сети (включая 4 франчайзинговых магазина)
530 человек — количество сотрудников
Источник: данные компании, DK.RU