Китай начал закупать в России препарат «Триазавирин», чтобы протестировать, насколько он эффективен в борьбе с коронавирусом 2019-nCoV. Лекарственную формулу разработали несколько лет назад в УрФУ.
Самолет «Уральских авиалиний» отвез в Харбин 90 кг «Триазавирина» по просьбе генконсульства КНР в Екатеринбурге. Этого количества препарата должно хватить на весь Харбин.
Один из создателей «Триазавирина», доктор химических наук Евгений Уломский рассказал DK.RU, чем вирус похож на пиратский корабль, как создаются антивирусные препараты и какие штаммы берутся для исследований.
«Вирус — это граница между живым и неживым»
Когда иной раз заходит пустопорожняя дискуссия относительно того, где заканчивается обезьяна и начинается человек, однозначного ответа дать невозможно. А вот с вирусом все предельно ясно: это граница между живым и неживым. Самый важный критерий для определения жизни — возможность размножаться и самовоспроизводиться. Возьмем клетку: она делится сама, при этом в ней заложена ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота), которая несет в себе наследственные признаки. Также у клетки есть собственный метаболизм, система питания и выделения… Клетка — это нечто живое.
Вирус — клеточный паразит. Я бы сравнил его с мертвым пиратским кораблем — этаким «Летучим голландцем»: он захватывает клетку и меняет ее ДНК, заставляя работать на себя. Структурно вирус состоит из ядра, в котором содержится нуклеиновая кислота — ДНК или РНК (рибонуклеиновая кислота), это ядро окружено белками. Основная задача белков — распознать «свою» клетку: ту, на которой вирус может паразитировать, выкачивая необходимые для него вещества и размножаясь.
Сам по себе вирус размножаться не может. Если его положить в клетку с определенной питательной средой и при этом не допускать взаимодействия с нужными клетками, вирус может вырасти в кристалл — симпатичный и мертвый.
Но как только на пути встречается подходящий материал — скажем, лимфоциты для вируса ВИЧ, в ход идут белки: они «вплавляются» в клетку, следом в нее «проваливается» нуклеиновая кислота с наследственным набором вируса. Порабощенная клетка начинает воспроизводить части вируса, которые потом собираются в единое целое и выскакивают наружу — чтобы найти очередную жертву.
Российская компания Visual Science создала подробные 3D-модели разных вирусов. В том числе — вирус иммунодефицита человека
Если вирус дикий — а как раз к таким можно отнести 2019-nCoV, — клетка гибнет. «Домашний» вирус, который уже давно взаимодействует с человеком, может паразитировать на клетках очень долго. Зайти, выйти, прогуляться, вернуться… Клетки будут исправно работать на него.
«Чума в Европу тоже пришла с Индокитая»
Откуда взялся новый вирус, можно рассуждать долго. Одна из гипотез — и не лишенная основания — биотерроризм. Но рассуждать об этом, не имея веских доказательств, нет смысла. Тем более что Китай и близлежащие территории в принципе можно назвать эпидемически неблагополучными. Там прекрасный климат для размножения всякой флоры и фауны — влажно, тепло. Микроорганизмы в таких условиях тоже охотно плодятся.
Чума, которая в свое время выкосила пол-Европы, пришла из этих же мест. И в Китае, конечно, были случаи заражения этой болезнью, но таких последствий, как в Старом Свете, не наблюдалось. Потому что болезнь была «домашней», привычной.
Конечно, чуму вызывают не вирусы, а бактерии. Но в данном случае важен не возбудитель, а сама ситуация. Некий патоген проник из своей сложившейся экосистемы в другую — она не успела приспособиться, слишком стремительно все произошло. Итог — массовая гибель.
Поскольку коронавирус 2019-nCoV классифицирован, значит, он известен, его не только что выявили. Просто он жил спокойно на каком-нибудь малопосещаемом острове, никого особо не трогал. А потом случайный турист приволок его с собой. В урбанизированных районах распространение новой болезни — дело очень быстрое. У людей иммунитет слабенький — все-таки в городе живут, где ни воздуха нормального, ни солнца. Прибавьте сюда скученность, большое количество народа, зимнее время года… Кстати, вирус SARS, который в СМИ известен как атипичная пневмония, проявил себя примерно в то же время года — это был конец ноября, когда у людей в принципе снижается иммунитет из-за отсутствия солнца, холодной погоды и так далее.
Так выглядит вирус, вызвавший эпидемию в Китае в начале 2020 года. Фото: Keystone / Centers For Disease Control And
«Когда создавали «Триазавирин», нацеливались на самые «актуальные» вирусы»
Атипичная пневмония также вызывается коронавирусами, как и нынешняя болезнь. SARS появился в начале 2000-х. Я в то время как раз защищал докторскую в Санкт-Петербургском институте гриппа — по триазавирину. Декан этого института тогда сказал, что наш препарат воздействует на SARS. То есть в принципе подходит и для лечения коронавирусов, но тогда этот типа вирусов не был среди особо актуальных.
Заказ на создание химических соединений, которые могут превратиться в лекарственные препараты, поступает от биологов. 30 лет назад, когда мы начинали работу над триазавирином, наибольшие опасения вызывали организмы, приводящие к расстройствам энцефаломиелитного ряда — поражающие мозг и нервную систему. Вот на таких «зверьков» мы и ориентировались. В первую очередь нам для исследований предоставили филовирусы, в том числе Эболу и Марбург.
В середине 80-х годов ХХ века живой вирус Эболы был только в лаборатории в Новосибирске. Там химические соединения, синтезированные на Урале, проверяли биологи. Фото: visual-science.com
Во время скрининга — когда тысячу-другую препаратов проверяют на определенных болезнях — триазавирин и еще ряд соединений того же ряда показали значимую активность. Но при этом у триазавирина был ряд преимуществ. Во-первых, он взаимодействовал сразу с несколькими группами вирусов. особенно эффективно воздействовал на РНК-вирусы — это, к примеру, грипп. Нынешний коронавирус также из этой группы.
Во-вторых, соединение показало крайне низкую токсичность. При разработке новых лекарств есть такой показатель — ЛД-50. ЛД — это аббревиатура от слов «летальная доза». Вычисляется она не совсем гуманно: препарат испытывают на мышах, и когда 50 из 100 грызунов умирает, это и есть пограничная доза. У триазавирина ЛД-50 — в районе 10 г на 1 кг веса. Это очень, очень много. Обычно дозы исчисляются миллиграммами, а тут в граммах! То есть в таблетке можно существенно увеличивать количество действующего вещества без всякой побочки.
«Не только убивает, но и настраивает организм на противодействие»
Насколько эффективно наше лекарство для лечения именно 2019-nCoV, сказать сложно. В принципе, для борьбы с коронавирусами он подходит. Причем, по некоторым данным триазавирин работает в двух направлениях.
Основное действие препарата — уничтожение вирус-инфицированной клетки. Молекула триазавирина содержит РНК и ДНК, похожие на те кислоты, что есть у зараженных клеток. Это позволяет обмануть инфицированную клетку, внедриться в нее и сделать так, что механизм синтеза вирусных нуклеиновых кислот и самой клетки застревает, в итоге клетка гибнет вместе с вирусом.
Но есть предположение, правда, оно до конца не подтверждено, что препараты, подобные триазавирину, запускают сигнальные системы организма: вырабатывают у него способность распознавать первые изменения, спровоцированные вирусом, и вызывать адекватный ответ организма — не давать внедриться в клетки или блокировать синтез вирусных кислот. К сожалению, этот механизм как следует не изучен — для этого нужны немаленькие деньги и специалисты, которых у нас нет. Возможно, китайский вирус подтолкнет к проведению таких исследований.
Сейчас в лабораториях УрФУ синтезируют вещества, из которых состоит «Триазавирин». Работает Евгений Уломский со своими сотрудниками и над новыми соединениями, в том числе такими, которые могут бороться с диабетом и онкологией
Интересно, конечно, узнать, чем китайцы лечат своих заболевших. Ведь тех, кто справился с вирусом, все-таки больше, чем погибших от него. Значит, какие-то действенные средства есть. Что же касается нашего препарата, то применять его за рубежом сейчас вряд ли возможно — нет соответствующих патентов. Пока он зарегистрирован только на территории России. Делать аналогичные документы для распространения в других странах очень затратно. Если в России стоимость патента несколько десятков тысяч рублей, то на Западе это в районе двух миллионов. Нам таких денег не выделяли.
***
Первые случаи пневмонии, вызванные неизвестным вирусом, были зафиксированы в китайском городе Ухане в декабре 2019 г. По данным на 10 февраля, число заболевших превысило 40,5 тыс. челове. Из-за коронавируса погибли 910 человек, но это втрое меньше числа выздоровлений — 3348 человек выписаны из больниц. В основном заболевание распространяется на территории Китая. За пределами КНР заболевание выявили у 159 человек в более чем 20 странах, в том числе в России. В нашей стране вирус обнаружили у студентки Тюменского индустриального университета, гражданки Китая, а также у жителя Забайкалья. У обоих заболевание протекает в легкой форме. С подозрением на вирус госпитализировали жительницу Нижнего Тагила, которая проводила отпуск в Таиланде и вернулась домой через Китай.
Всемирная организация здравоохранения 31 января 2020 г. признала вспышку коронавируса в КНР чрезвычайной ситуацией. Границы с Китаем временно закрыты, туроператоры прекратили продажу туров и возвращают туристам деньги. Авиаперевозчик «Уральские авиалинии» отменил рейсы в КНР, а заодно и в некоторые европейские города до конца марта.
На прошлой неделе в Тюмени приземлилсь самолеты, на которых эвакуировали из Китая граждан России. Две недели они проведут в закрытом санатории под Тюменью.
В Свердловской области в соответствии с распоряжением федеральных властей, создано две площадки, куда помещают лиц, прибывающих из Китая. Одна — в Екатеринбурге, на базе санатория «Бодрость», который располагается на Эльмаше. Туда уже доставили 58 граждан КНР. Еще одна площадка находится в Богдановиче, в помещениях бывшего фарфорового завода. Здесь разметили около 70 китайцев.