«Смотреть надо не только на доходность, которую предлагают, но и на риски, которые вы покупаете». Как заманчивая прибыль заставляет игнорировать угрозы и чем это грозит: разбор от Виктора Немихина.
Виктор Немихин, независимый финансовый консультант:
— В последнее время все больше распространяются такие непростые финансовые инструменты, как структурные продукты (ноты). Некоторые из них имеют очень интересную доходность, как в рублях, так и в иностранной валюте. Очень много людей купили этот продукт, а сейчас, когда американский рынок ушел в коррекцию, начали задаваться вопросом: а что же, собственно, они приобрели?
Структурный продукт (СП) — это срочный (имеющий срок погашения) синтетический (т.е. состоящий из нескольких) финансовый инструмент. Как правило, он базируется на инструментах с фиксированной доходностью (депозиты либо облигации) и опционах. Для того чтобы понять, что такое опцион, вспомните вашу автостраховку — ОСАГО или КАСКО. Вы платите премию страховой компании и на год покупаете ее обязательства компенсировать ущерб, если случится авария. И наоборот, страховая получает премию, но взамен принимает на себя обязательства.
Наиболее распространенные виды структурных продуктов:
1. СП с полной или частичной защитой капитала.
Делается, как правило, на один базовый актив (индекс, акцию, золото и т.п.). Такой продукт состоит из депозита (допустим, на 90%) и купленного опциона.
Продукт с полной защитой рассчитывается таким образом, чтобы доход от депозита к сроку окончания продукта полностью компенсировал наши затраты на покупку опционов. А опционы, если мы угадали, дадут нам дополнительный доход (страховая заплатит по страховому случаю). Аналогично рассчитывается и СП с частичной защитой капитала, например, 95%. Чем больше мы готовы рисковать, тем больше опционов мы купим и тем потенциально больший доход мы сможем получить. Кроме риска потерь, о котором говорилось выше, при работе с этим инструментом нужно учитывать риск потери ликвидности. Вы не сможете воспользоваться инвестированными средствами до окончания срока действия структурного продукта вообще, либо только с потерей суммы, потраченной на покупку опционов.
2. Барьерная нота и Автоколл (феникс).
Такие СП делаются, как правило, на некий набор (корзину) финансовых инструментов, в качестве которых могут выступать облигации, акции, ETF и т.п. Продукты срочные, у них существует дата погашения. Они позволяют получать купонный доход аналогично облигациям, только доход этот существенно выше. Формируется он за счет того, что в таком продукте мы выступаем в роли страховой компании и продаем полисы-опционы, получая премию. Однако принимаем на себя обязательства, и здесь нужно поговорить о рисках. Для примера разберем один такой автоколл.
- Срок 3 года — означает, что через 3 года СП погаснет и вам будут выплачены средства.
- Валюта: USD.
- Параметры опциона:
- Ставка купона: 14–16% годовых.
- Купонный барьер 75% (с «эффектом памяти»).
- Периодичность купонных выплат: ежеквартально.
Это означает, что ежеквартально выплачивается условный купон 3,50–4% (abs.), 14–16% (годовых). Условный он потому, что в случае, когда хотя бы одна из бумаг стала на 25% ниже своей первоначальной стоимости, то купон не выплачивается. Однако есть плюшка. Купон с «эффектом памяти» означает, что если купон не был выплачен, то он может быть выплачен в дату любого следующего наблюдения, если выполняются условия выплаты купона (все бумаги не ниже 75% начальной стоимости).
Барьер отзыва 100% (падает на 2% в квартал). В данном случае мы имеем дело с автоколлом. В барьерных нотах досрочного погашение не предусмотрено (и это все различие между ними). Это означает, что если на дату очередного ежеквартального наблюдения все базовые активы выше своей первоначальной цены, то нота досрочно погашается.
Первоначальная стоимость — стоимость акции каждого из базовых активов на момент покупки опциона.
Защитный барьер 75% — если не было досрочного погашения и на дату погашения цены всех базовых активов выше защитного барьера (не просели более чем на 25% от цены покупки), то нота погашается с выплатой 100% номинала. Иначе если хотя бы один базовый актив ноты оказался ниже защитного барьера, то осуществляется поставка акций базового актива с наибольшим снижением относительно первоначальной цены.
Базовые активы инвестирования: Facebook (FB) Alibaba Group Holding, Ltd. (BABA) Qualcomm (QCOM) Electronic Arts (EA).
Предположим, что вы купили эту ноту 02.07.18 г. На текущий момент Facebook (FB) подешевел на 26,4%:
Alibaba Group Holding, Ltd. (BABA) подешевел на 19%:
Qualcomm (QCOM) подешевел всего на 2%:
Electronic Arts (EA) подешевел аж на 37,8%:
Таким образом, купон нам пока не светит. Можно успокаивать себя тем, что до погашения еще более 2,5 лет и, наверное, все отрастет. Однако отрастет ли?
Давайте посмотрим на эти компании с точки зрения фундаментального анализа, т.е. анализа показателей их бизнеса. Не будем вдаваться в подробности и рассмотрим только один из показателей P/E (PE ratio), равный отношению стоимости акции к годовой прибыли компании в расчете на одну акцию. Грубо — за сколько лет окупается данная компания. Для экспресс-анализа нам этого будет достаточно.
компания |
P/E |
Facebook (FB) |
19.19 |
Alibaba Group Holding, Ltd. (BABA) |
44.26 |
Qualcomm (QCOM) |
11.4 (forward P/E) |
Electronic Arts (EA) |
22.5 |
Данные: finviz.com
Как видим, все компании имеют срок окупаемости более 10 лет. Alibaba Group Holding, Ltd. аж 44 года, а Qualcomm в последнем квартале получил убыток. Даже в случае замедления мирового экономического роста коррекция Alibaba и EA, на мой взгляд, может быть весьма ощутимой. Да и Facebook, несмотря на уже снизившиеся котировки, пока не подает признаков роста. Теперь давайте проведем стресс-тест и посмотрим, где были эти бумаги в период кризиса 2008 г.
Facebook (FB) вышел на рынок в 2012 году. Минимум был примерно $18:
Alibaba Group Holding, Ltd. (BABA) вышел на рынок в 2014 году. Минимум был примерно $60:
Qualcomm (QCOM) в 2008 году стоил $33:
А Electronic Arts (EA) в 2008 году стоил $14:
Данный стресс-тест ни в коей мере не означает, что эти компании упадут до уровней 2008 г., т.к. они за эти 10 лет заработали прибыль и стали стоить дороже. Он преследует одну цель — побудить покупающих структурные продукты смотреть не только на доходность, которую им предлагают, но и на риски, которые они покупают.
Психология людей везде одинакова. В этом смысле россияне не отличаются от граждан США, но у тех больше опыта в использовании финансовых продуктов и другая инфраструктура. В Америке, когда произошел крах Lethman Brothers в 2008 г., было много структурных нот, в которые были зашиты в том числе и бумаги этого банка. Но в США есть Гильдия независимых консультантов, которая помогает людям разобраться в этих продуктах — в этом смысле им проще.
Используя тот или иной продукт, нужно понимать, что вы делаете и оценивать свои риски, их приемлемость и неприемлемость. Если у человека огромный капитал, и $100 тыс. для него — это на побаловаться, то ничего страшного. А если это его последние деньги, которые он копил на образование детей или улучшение жилплощади, то будет очень больно.