«Попробуйте попросить ребенка содержательно пересказать, о чем был мультик. Смогут единицы. Даже вы едва ли найдете там один начавшийся и логично завершившийся сюжет». Колонка Татьяны Брунер.
Татьяна Брунер, детский психолог велнес-клуба «Тихвинъ»:
— Очень часто дети остаются одни у телевизора. Это удобно. Мы настолько перегружены своими профессиональными делами и потоком информации, который обрушивается на современных людей, что нам категорически не хватает времени побыть с самими собой. А тут еще дети! Так что когда ребенок смотрит мультики, у нас появляется свободная минутка на себя. И здесь очень важно понимать: мультфильмы и детские передачи для детей — «самый близкий воспитатель», которому они доверяют всецело. Все, что там показывают и говорят, малыши принимают за инструкцию о том, как нужно себя вести в жизни.
А когда ребенок постоянно не отлипает от планшета, компьютера или телевизора, погружен в эту среду, есть риск возникновения целого ряда нарушений в психическом развитии — это и общее недоразвитие речи, синдром дефицита внимания, экранная аддикция, гиперактивность и несформированность границ своего «Я».
Дело в том, что детям, особенно дошкольникам, в современных мультфильмах часто непонятен смысл. Попробуйте попросить ребенка содержательно пересказать, о чем был мультик. Смогут единицы. Даже вы едва ли найдете там один начавшийся и логично завершившийся сюжет.
Также в современных мультиках часто присутствуют переизбыток агрессии и насилия, безнаказанность, нет четкой границы между добром и злом, формируется выработка неправильного отношения к самосохранению — это сюжеты, где герои постоянно погибают и возрождаются. Просматривая мультфильм, дети часто просто захвачены мелькающими картинками, яркими разнонаправленными эмоциями главных героев, при этом смотрят в экран, как в состоянии гипноза — так может полдня пролететь, ребенок этого времени даже не заметит.
Вообще, младенцам и детям совсем раннего возраста, до двух лет, мультфильмы, передачи, телевизор в принципе нужно исключать. Надо постараться не усаживать детей перед экраном — у них еще нет никакой возможности отразить сюжетную линию, эмоции героев, сделать какие-то выводы. В этот возрастной период ребенок должен активно двигаться, играть и познавать окружающий мир через взаимодействие с предметами и общение с родителями, чего, естественно, не происходит, когда ребенок прикован к экрану.
В дошкольном возрасте — с трех лет до семи — ребенку достаточно просмотров до одного часа в день. Тогда это не скажется негативно на психологическом развитии. Важно понимать: чем ребенок младше, тем сюжетные линии в мультиках должны быть проще. Дошкольники еще не понимают намеков, скрытого юмора, например, как в мультфильме «Маша и медведь», и не могут отследить сложные эмоции — это доступно после семи лет.
Поэтому лаборатория экспертизы игрушек и мультиков рекомендует показывать маленьким детям советские мультфильмы — они не такие яркие, как зарубежные, там нет мелькающих эпизодов, у ребенка есть шанс понять, что происходит с героем, в мультфильмах идет трансформация одного героя и герои более-менее приближены к реальной жизни.
Так что до пяти лет включаем детям мультики с простыми короткими сюжетами, где темы связаны с простыми повседневными действиями, с открытиями нового, с семейным укладом, в узнаваемых или новых обстоятельствах — «Умку», например. Эмоции в мультиках должны быть однозначными по своей модальности и не очень сложными. Хорошо, когда герои — дети, похожие на реальных детей, или детеныши сказочных животных.
Меня часто спрашивают: что делать, если ребенку неинтересны старые мультики. Они не такие красивые, не яркие, там мало экшена, картинка недостаточно мелькающая — не то что какие-нибудь «Винкс»! Понятно: переключиться с иностранных мультфильмов на советские и правда сложно — если уже есть опыт просмотра зарубежной продукции. Так что стоит задуматься, а надо ли начинать с нее. Как с прикормом: если сначала дать ребенку фрукты, от овощей он потом отказывается.
Когда ребенок подрос, в младшем школьном возрасте, ему уже можно показывать мультфильмы, где эмоции у героев амбивалентные — у них могут быть разные чувства. Полезно смотреть мультики вместе с ребенком, потом обсуждать. Но просмотр — не больше двух часов в день. Лучше, чтобы досуг дети проводили активно — в своих делах, играх. Младшим школьникам игра дает возможность выдохнуть, сбросить напряжение после уроков — у них ведь появился новый вид деятельности, учебной, и это непросто.
При этом очень важный момент: если вы стали замечать, что у вашего ребенка все игры привязаны только к конкретному мультику, что весь его мир погружен в этот сюжет, стоит задуматься.
Это значит, что ребенок сильно захвачен сюжетом, который начал им управлять — его фантазия блокирована, им верховодят конкретные мультипликационные герои. Эмоциональная сфера ребенка в такой ситуации, конечно, очень страдает, дети становятся капризными и тревожными.
Опасным для ребенка могут быть и мультфильмы, где идет подмена женских и мужских качеств. Например, упомянутый мною ранее сериал про фей Винкс. Его героини все весьма интересные — внешне у них очень усилен женский образ. Хотя для дошкольников уже достаточными маркерами пола будет является, например, одежда: в розовом — значит девочка, в синем — мальчик. Так что мультик про фей Винкс если и смотреть, то девочкам в возрасте от десяти лет. Для более младших детей мультфильм вреден — много спецэффектов, запутанный сюжет, мало поучительного смысла для малышей. Плюс девушек часто наделяют мужскими чертами: высмеивается скромность, позиция материнства — так, мимоходом транслируется, что это неважно. А куда-то лететь и кого-то спасать — очень даже! Хотя это больше мужская позиция. К чему это ведет в дальнейшем: у девочек формируется картина мира с очень своеобразными эталонами красоты, поведения, представлениями о совести и чести.
Если говорить про подростков, то им уже нужна вариативность эмоций, важно переживать весь спектр. Сюжеты могут быть наполнены сложной трансформацией персонажа, действиями героев в разных, меняющихся мирах — волшебных, фантастических, реальных. Важными становятся переживания, внутренний мир и отношения героев, а также тема идеалов и особых талантов, способностей. Важно, чтобы через мультфильмы или фильмы, передачи подросток видел разные ситуации и варианты выходов их них.
Родителям я обычно рекомендую тоже просматривать любимые фильмы и мультфильмы их подростков, только не критиковать и не давать свою оценку, а через любимые сюжеты детей пытаться понять, что для них сейчас является самым важным и интересным.
И, пожалуй, самое главное: мультики созданы для того, чтобы быстрее донести до ребенка мысль на детском языке. А нужна ему она или нет, решают родители. Поэтому хорошо показывать детям мультфильмы, где транслируются ценности, важные для вашей семьи — тогда они принимаются быстрее, чем разговоры. Переживать, что вы навязываете детям свое видение мира, не стоит — для них, особенно дошкольников, очень важна родительская граница: что для вашей семьи ценно, что — нет, что можно, а что нельзя. И ребенок с этим пониманием спокойно реализуется. Таким образом, подбор подходящих мультфильмов — это родительская задача и ответственность.