Деиндустриализация, отказ от личных автомобилей и интеграция «умных» систем. Это не рассказ из далекого будущего, это вопрос нескольких лет.
Директор четырёх дочерних фондов РВК и программный директор проходящего в Москве стартап-конкурса для urbantech-решений «Экспериментальные лаборатории» Евгений Кузнецов рассказал vc.ru о главных переменах для больших городов в недалёком будущем .
Жилье
Наиболее важны технологии, которые обеспечивают население более комфортным и качественным жильем и инфраструктурой вокруг него. Это сервисы, магазины, школы, парковки, рекреационные зоны, парки. Сперва кажется, что это не про технологии, а про обычную стройку, но нет.
Меняются требования к качеству домов. Чтобы сделать квартиры более просторными и теплыми, нужно построить дом выше, легче или крепче для возможности перепланировки. Это жизненно важно для внедрения новых технологий.
Приведу конкретный пример. Одно время торговля в мире была ориентирована на создание загородных мегамоллов, в которые люди доезжали на автомобилях.
Сейчас идет революция: потребитель с помощью интернет-торговли получает продукт домой или в офис. Но неудобства всё равно остаются: нельзя никуда уехать, нужно ждать курьера к определенному времени и так далее. Поэтому в мире запускаются бизнесы, которые делают центрами доставки большие и удобные ящики в подъездах.
Можно заказывать технику, еду, одежду и сразу нести домой. Но для этого подъезд должен быть достаточно просторным, к ящикам должен быть удобный доступ. Получается, чтобы технология прижилась, город должен заранее подумать об этом.
Все эти инновации хорошо отслеживаются по динамике стоимости акций ведущих ритейлеров Америки. Компании вроде Walmart и Macy’s разоряются или чувствуют себя одинаково из года в год. В то же время Amazon делает экспоненты и становится одной из самых богатых компаний мира, меняя рынок доставки и свою бизнес-модель.
Недавно в Кремниевой долине я слышал, что Walmart тоже к этому идет: создает специальный фургон, который развозит еду. Не всегда до дома — иногда просто до места, куда потребителю удобно добираться. Словом, изменяется потребительская парадигма.
Люди не хотят жить в гипериндустрильном мегаполисе, в котором они «винтики». В котором нужно час ехать на работу, час — за едой, полчаса отвозить ребенка на занятия. Это история из двадцатого века, она никому не нужна.
Безопасность
Невозможно представить комфортный город без технологий для обеспечения безопасности. В мире и в России создается огромное количество сервисов, приложений и интегрированных систем, позволяющих следить за ситуацией на улицах, стадионах, в метро и в жилых домах.
Однако их применение ещё не стало нормой. За подъездом по-прежнему следят бабушки-вахтерши, а вовсе не искусственный интеллект. Но в ближайшие годы всё изменится. Заходя в подъезд, мы точно будем знать, что он безопасен, и будем уверены, что в метро с нами едут не террористы, а обычные люди.
Решения, которые на это направлены сейчас (вроде металлоискателей), приносят людям дискомфорт, скапливают очереди. Лучшая безопасность — это когда ты её не замечаешь. К этому сейчас стремятся крупные города, они — главные заказчики интегральных систем безопасности.
Москва, например, активно пользуется системой потокового распознавания автомобильных номеров. Также есть команды «Вокорд», VisionLabs — их алгоритмы используются для распознавания лиц в потоке. Я видел уже несколько применений в Москве, планируется внедрить подобные технологии в местах скопления людей — метро, аэропортах и так далее.
Транспорт
Мы привыкли, что есть общественный и личный транспорт. Общественный развивается с трудом, потому что личному транспорту не хватает места. В семье может быть одна, две, три машины. Дороги на это не рассчитаны. Поэтому крупнейшие города мира переходят к новой модели: сначала делается ставка на такси, потом на роботизированное такси, затем — на распределенное владение автомобилем.
Тогда человек перестает нуждаться в автомобиле: не нужно думать о парковках, амортизации машины, ремонте. В Москве и других российских городах эти процессы развиваются естественно. Но город и потребители должны быть к этому гибко адаптированы.
По инновационному общественному транспорту есть много идей. Более глубокое развитие каршеринга и сервисов такси, интеграция между владением автомобилем и его сдачей в аренду на то время, когда он не нужен, и так далее.
Общий смысл этих идей состоит в том, что передвигаться будет значительно проще: число машин уменьшится, вдобавок они станут более экологичными, например, электрическими или водородными. Воздух будет чище, шума будет меньше. Таким и должен быть московский транспорт.
Сейчас по водородным топливным элементам есть очень интересные стартапы, в том числе российские. Но тогда нужно тщательно продумать, как заправляться или подзаряжаться. Потому что в какой-то момент все пересядут с одних машин на другие, и это станет стандартом.
Дальше всех в развитии транспорта шагнула Азия: в 2017 или в следующем году в Сингапуре появятся первые роботизированные такси. В США это произойдет в 2018-2019 годы (Uber заключил соответствующий контракт с Нью-Йорком), а в России первый пилот «роботакси» запустят ближе к 2020 году. Впрочем, в Москве не за горами интеграция городских каршерингов в единую систему для того, чтобы человек мог оперативно и без труда найти ближайшее авто.