Каждому министерству установили контрольный показатель, который в 2010 г. надо выполнить. Александр Петров обеспечивает рост производства на 8%. Его главный приоритет — инновационное машиностроени
Каждому министерству установили контрольный показатель, который в 2010 г. надо выполнить. Александр Петров обеспечивает рост производства на 8%. Его главный приоритет — инновационное машиностроение. Добиться результата он намерен за счет модернизации старых заводов, поддержки инновационных проектов (преимущественно на финальной стадии) и привлечения инвесторов (в том числе иностранных). При этом г-н Петров остается приверженцем российской инженерной школы, полагая, что копировать западные технологии необязательно.
— Благодаря восстановлению цен на металл на мировых биржах первой от кризиса оправилась металлургия, — говорит Александр Петров. — Группа медных компаний практически вернулась к докризисному уровню по объемам производства в 2008 г. Черная металлургия тоже близка к этому. Чуть хуже в алюминиевой промышленности, но цены на алюминий постепенно увеличиваются. Машиностроительный комплекс тоже вырос на 8-9%, если сравнивать первый квартал 2010 г. с соответствующим периодом 2009 г., хотя здесь трудно вывести усредненную цифру. Некоторые предприятия показали высокие результаты. Например, Уральский завод железнодорожного машиностроения (УЗЖМ) вырос на 53%. Предприятие готово подписать соглашение с компанией Siemens о производстве электровозов с двигателями на переменном токе, что увеличит объемы продаж завода. Мы рассчитываем, что УЗЖМ будет локомотивом промышленности — поможет нам загрузить своими заказами машиностроительные заводы области.
В отсутствие новых технологий совместные проекты с западными компаниями — единственный путь развития?
— Сам я никогда не считал, что нужно использовать только решения иностранных компаний — важен достигнутый результат, а не происхождение идеи. УЗЖМ кооперируется с Siemens, но это не вынужденная мера, а новый шаг в развитии. В этом проекте они — равноправные партнеры. Другое дело — автомобилестроение, где мы надолго отстали от Запада. Нет ни собственных разработчиков, ни технологий, ни ноу-хау. Поэтому совместный проект АМУРа и Renault по сборке малотоннажных грузовиков «Мидлум» — решение взвешенное. Тут любые средства хороши.
В области много заводов, о которых говорят: «пациент скорее мертв». Работать с ними приходится в режиме ручного управления. Эти усилия оправдываются?
— Типичный пример — Кушвинский электромеханический завод, которому мы сейчас подбираем стратегического инвестора. Думаю, через два-три месяца эта работа завершится и предприятие начнет стабильно действовать. Похожая ситуация на Лобвинском лесохимическом комбинате — предыдущие владельцы вывели с предприятия активы и лишили его оборотных средств. Сейчас подписан договор с новым собственником — фирмой «Магистраль» (директор — Владимир Огибенин). Выплаченный за комбинат аванс позволит ликвидировать задолженность по заработной плате и частично по налогам. Инвестиционная программа предполагает, что в Лобве появится комплекс по переработке древесины, выпускающий ориентированно стружечные плиты, клееный брус и детали для каркасно-панельных деревянных домов.
У министерства есть системное решение, позволяющее реанимировать предприятия, лежащие на боку?
— В кризис государственные корпорации получили госзаказы, которые их и спасли, а затем возник мультипликативный эффект — крупные предприятия разбросали заказы по небольшим субподрядчикам. Этой тактики мы стараемся придерживаться. Сегодня в Свердловской области создается кластер производителей бурового оборудования. Уралмашзавод, УРБО и Буланашский завод производят 90% российских буровых установок. Здесь появилась точка роста — Уралмашзавод выиграл тендер на поставку пяти буровых установок для компании «Газпром нефть». И ожидает заказ еще на семь. Стоимость каждой установки — около 500 млн руб., причем половина этой суммы тратится на материалы и комплектующие, которые предприятие закупает на стороне (и не всегда в Свердловской области). Губернатор поставил задачу — по максимуму разместить заказы для буровых на уральских заводах. Такой же подход и в отношении НТМК. Сейчас руководство «Евраз Груп» решает, на каком из заводов — в Нижнем Тагиле или в Новокузнецке — запустить стан по производству 100-метровых рельсов для скоростных железнодорожных магистралей. Мы отстаиваем свою позицию — НТМК лучше подготовлен к выпуску такой продукции. Не говоря о том, что движение поездов скорее начнется в европейской части страны и возить рельсы из Сибири будет накладно.
А сколько всего кластеров будет в Свердловской области?
— Буровое оборудование — раз, фармацевтический кластер — два, автомобильный на базе АМУРа — три, лесопромышленный на базе Лобвинского лесохимического комбината — четыре, кластер под нужды ЖКХ — пять. Еще — химический кластер в Нижнем Тагиле на базе «Уралхимпласта».
Предприятия собираются в кластеры по собственной инициативе или им спускают разнарядку?
— Как любые горизонтальные структуры, кластеры объединяют предприятия на добровольной основе — против желания счастливыми сделать невозможно. При этом каждый кластер создается под определенную задачу, которую генерирует министерство промышленности. О буровых я уже сказал. А есть потребность в оборудовании и комплектующих для ЖКХ. Мы все чаще используем иностранную технику, хотя арматуру, радиаторы, насосы можно производить самим — в областном бюджете предусмотрены средства на развитие коммунального хозяйства. Осталось собрать ядро предприятий, заинтересованных в этой тематике, а уж как они объединятся — в ассоциацию, акционерное общество или товарищество на паях, это их дело.
Кластеры могут рассчитывать, что государство хотя бы отчасти будет финансировать их деятельность?
— Тому же «Уралхимпласту» выделили субсидии в виде гарантий по кредитам. «Медсинтез», собирающий фармацевтический кластер, получил серьезные преференции — не только деньги, но и административный ресурс. Чтобы вывести на российский рынок инсулин, который производят на «Медсинтезе», понадобились усилия лоббистов на федеральном уровне — из Москвы включалось такое мощное противодействие, с которым в одиночку предприятие бы не справилось. Сейчас губернатор намерен вести переговоры о поставках инсулина в Молдавию и Монголию.
Министерство может поддержать инновационные компании только добрым словом или у него есть реальные экономические рычаги?
— Рычагов поддержки не так много. Административный ресурс — один из них. Мы готовы снабдить предприятия, работающие в Свердловской области, «комфортными письмами» в любые министерства и ведомства — федеральные, областные и т. д. Второй путь — собственно деньги. О прямой финансовой помощи пока говорить не приходится, потому что в бюджете области дефицит — 9 млрд руб. Этот дефицит мы начинаем перекрывать, и денег, возможно, прибавится. Недавно вышло постановление правительства о субсидировании НИОКР, направленных на развитие нанотехнологий. Если в прошлые годы на эти же цели закладывались суммы 60-80 млн руб., то на 2010 г. — всего 26,9 млн руб. Компания, которая подаст заявку и выиграет конкурс, получит субсидии. Максимальная сумма — 4 млн руб. Если итоговая цифра окажется больше 26,9 млн руб., эти деньги будут пропорционально распределяться между предприятиями. Другие способы поддержать производителя — льгота по налогу на прибыль, субсидирование процентной ставки при кредитовании и государственные гарантии под кредитные ресурсы. Предоставляя помощь, мы рассчитываем, что после реализации производственного проекта возникнет финансовый поток — налоги, которые предприятие будет уплачивать.
И наконец, третий путь — федеральные деньги. Есть РФФИ (фундаментальная наука), Фонд Бортника (малые предприятия в научно-технической сфере) — мы готовы помочь тем, кто хочет подать заявки. И существуют федеральные целевые программы. Прежде всего «Национальная технологическая база России» — тот, кто попадет в эту программу, получит прямое государственное финансирование.
на 14,8% выросло промышленное производство в Свердловской области в январе-феврале 2010 г. |
17% доля машиностроения в общем объеме промышленного производства Свердловской области |
на 50% сократились объемы наукоемкого производства Свердловской области в 2009 г. |
Источник: Министерство промышленности и науки Свердловской области.