Меню

«Мы считаем 40-часовую рабочую неделю идеальным балансом, но она мешает нам жить»

Иллюстрация: pixabay.com

Баланс работы и личной жизни для многих недостижимая мечта. Это ошибка. Чем чаще человек лишает себя отдыха ради карьеры, тем хуже его реальные достижения. Хочешь хорошо работать? Живи полной жизнью.

Дастин Московиц, предприниматель, один из основателей Facebook, в блоге на Medium.com рассказывает о том, почему и руководителям, и рядовым сотрудникам компаний нужно в первую очередь думать о жизненном комфорте и личном счастье, а не о великих карьерных свершениях. без первого второе просто бессмысленно, уверен бизнесмен.

Amazon — не единственная компания, которая сжигает своих сотрудников бесконечными требованиями и  неоправданными ожиданиями. Этот цикл пора разрывать.

Недавно я разговаривал с амбициозными старшеклассниками в SPARK в Беркли. Некоторые из них спрашивали меня о вещах, которые я хотел бы сделать или узнать в жизни ранее, или о сожалениях, которые я испытал за время построения карьеры. Я снова и снова возвращался к мысли, что хотел бы жить иначе.

Я хотел бы больше спать и регулярно заниматься спортом. Я хотел бы питаться разумнее в прошлом, пить меньше энергетиков и газировки, больше налегать на воду. Я хотел бы уделить больше внимания в жизни событиям, которые буквально проходили мимо, но стоило обратить на них внимание, и они помогали мне расти.

Вы можете подумать: но если бы я расставил приоритеты иначе, разве не уменьшился бы мой вклад в дело? Был бы Facebook таким же успешным?

Я уверен, что я был бы даже более эффективным: лучшим руководителем и более целеустремленным сотрудником. У меня было бы меньше приступов паники и внезапных проблем со здоровьем, например, острых болей в спине всего в 20 лет. Я бы меньше спорил со сверстниками во время работы, потому что был бы более сосредоточенным и саморефлексивным. Я бы меньше расстраивался и обижался, когда что-то шло не так, и мне требовалось бы меньше времени, чтобы справиться с локальным кризисом. Иными словами, у меня было бы больше энергии, и я бы тратил ее умнее...

Да, и я был бы счастливее. Я на самом деле жалею о многом: у меня нет ощущения, что я выбрал между двумя достойными вариантами. Нет, я принес глупую жертву с обеих сторон.

На днях технологическая индустрия страстно обсуждала недавнюю статью в New York Times об интенсивной рабочей культуре Amazon. Многие назвали материал односторонним, заявили, что автор использовал драматические анекдоты, чтобы карикатурировать культуру, построенную на страсти и напряженности. Некоторые работники даже начали громко защищать свою компанию.

Однако, насколько я могу судить, большинство людей все же не оспаривают тот факт, что  культура Amazon является интенсивной и люди действительно работают на износ. По сути, это стандартная характеристика технологической культуры: в высокопроизводительных компаниях сотрудники работают очень усердно, до такой степени, что для большинства людей такой уровень становится просто невыносимым.

Но так не должно быть. Многие люди считают, что выходные и 40-часовая рабочая неделя являются своего рода отличным компромиссом между капитализмом и гедонизмом, но исторически это не совсем верно.

На самом деле это тщательно продуманный результат работ по максимизации прибыли, проведенных Генри Фордом в начале XX века. Он обнаружил, что на самом деле можно получить больше отдачи от людей, которые работают меньше дней  в неделю и меньше часов в день. С тех пор другие исследователи продолжали изучать этот вопрос, в том числе в более современных отраслях, таких как разработка игр.

Исследования показывают: переходя за 40–50 часов в неделю, предельная отдача от дополнительной работы быстро уменьшается и быстро становится отрицательной. 

Конечно, компания может получить больше продукции в течение нескольких недель в «кризисное время», но в конечном итоге за это придется заплатить, так как люди неизбежно нуждаются в восстановлении. Если пытаться продлить время крайнего напряжения, просто создается иллюзия повышенной скорости. Это верно для нескольких показателей: количества часов, отработанных в неделю; количества последовательных минут концентрации и времени отдыха; количества дней отпуска, которые человек берет в течение года.

Читайте также: «Звучит смешно, но это — ужас»: модель Лиза Тебенева — о работе за границей

Отдых имеет значение

С глубокой грустью я наблюдаю нынешнюю культуру напряженности в технологической индустрии. Мой вывод заключается в том, что эти компании разрушают личную жизнь своих сотрудников и ничего не получают взамен.  Я также слышал, как молодые разработчики часто хвастают «48-часовым» спринтовым кодированием. Но такое отношение не только наносит ущерб молодым работникам, которые готовы «превзойти» ожидания, но и способствует развитию эйджизма и сексизма, косвенно дискредитируя людей, которые не могут поддерживать такой график.

Почему компании делают это? Это должна быть некоторая комбинация:

1.      Они не знают о проведенных в этой области исследованиях.

2.      Они полагают, что полученные результаты ошибочны или не имеют к ним отношения.

3.      Они считают, что их команда хочет и может работать интенсивнее.

Мы много трудились над тем, чтобы люди в нашей компании работали не на износ, но иногда слышим от сотрудников, что они обеспокоены, так как мы, по их мнению, движемся недостаточно быстро. 

Но я уверен, что достижение здорового баланса между работой и личной жизнью необходимо. Мы максимизируем нашу скорость и наше счастье одновременно. Человек может вершить великие дела и жить хорошо. Можно иметь все это, и наука говорит, что это необходимо.