За одну ночь на Московском тракте сгорело одиннадцать домов. В том, что их подожгли, практически нет сомнений — здания расположены в разных локациях, а полиция обнаружила следы, ведущие в лес.
В ситуацию оказался вовлечен сотрудник «Делового квартала».
Татьяна Савина, руководитель отдела продаж «ДК»:
— Дома сгорели в ночь с 22 на 23 ноября в трех коллективных садах, включая наш. Полностью уничтожен недавно отстроенный дом соседей. Вряд ли причина в проводке, поскольку пожары вспыхнули одновременно на нескольких участках. Двухэтажные дома (в том числе рассчитанные на круглогодичное проживание), бани, теплицы — люди лишились всего. Наш сад обнесен забором, есть сторож. За 40 лет количество пожаров можно посчитать по пальцам. В последние годы для Московского тракта эта проблема стала остро актуальной.
У полиции есть версия, что это «работа» пиромана. Мы предполагаем, что кому-то нужна наша земля. А пока экстренно застраховали все, что есть на участке.
Мы попросили заместителя генерального директора — директора филиала СПАО «РЕСО-Гарантия» в Екатеринбурге Ивана Косьмина прокомментировать ситуацию и дать рекомендации.
Могу с уверенностью сказать: это точно не мы. Некоторые готовы обвинить страховщиков в том, что таким образом они стремятся привлечь внимание к своим продуктам. Это ерунда.
Кстати, у меня есть опыт «погорельца». Несколько лет назад мы купили участок с небольшим строением 3х4 м. Решили его сохранить, даже завели электричество. Наняли местных, чтобы привести территорию в порядок, поскольку в течение 10 лет она пребывала в запустении. Люди оказались не слишком добросовестными, и мы отказались от их услуг. В ответ услышали: «вы нас еще вспомните». Я не придал значения этим словам, но через несколько дней мне сообщили, что наше строение полыхает. Версий было две. Первая — что-то пошло не так с проводкой. Вторая — диверсия. Пожарно-техническая экспертиза установила факт поджога. В тот момент наше имущество не было застраховано — руки не дошли.
В общем, проводка-проводкой, но человеческий фактор никогда нельзя исключать. Есть люди неадекватные, завидующие и просто неосторожные. Например, люди без определенного места жительства нередко забредают в коллективные сады и разводят костры.
Консервирование дома на зиму, отключение электричества — к сожалению, не гарантия того, что с вашим имуществом ничего не случится. То же самое с оставляемыми на лето квартирами. Но главный риск в городе — не пожар, а залив.
Не знаю, о каком ущербе идет речь в садах, пострадавших от пожара. Практика показывает, он может составить и 3, и 5, и 7 млн рублей. Хорошо, если дома были застрахованы. 7-10-20 тыс. рублей в год — не та сумма, которую стоит экономить, рискуя потерять все. Осенью многие СМИ освещали историю лишившейся дома пенсионерки. Когда это произошло, она с удивлением узнала, что годовая страховка обошлась бы ей в три тысячи рублей.
Какие еще факторы увеличивают риск возникновения пожара?
— Наличие источников открытого огня — камина, печи, неправильное обращение с ними. Один клиент установил камин в застрахованный дом. По логике, он должен был позвонить в компанию и сообщить об изменении степени риска, но не успел это сделать. В конструкции камина или при его установке была допущена ошибка, и при тестировании камина дом сгорел. Это была сложная ситуация, но мы возместили ущерб.
К риск-факторам я бы также отнес нарушение нормативов при размещении построек. Чем ближе друг к другу они расположены, тем выше шансы распространения огня.
От чего зависит стоимость страховки?
— В нашей компании клиент может выбрать один из трех пакетов: первый включает страхование только от пожара, второй – от пожара и противоправных действий третьих лиц, кражи и грабежа, стихийных бедствий. В третьем, помимо вышеперечисленного, предусмотрен риск столкновения и повреждения водой. Чем больше рисков мы страхуем, тем дороже страховка.
На стоимость полиса влияет наличие в доме систем пожаротушения и сигнализации, хорошей двери и решеток на окнах. Если объект находится в коттеджном поселке с закрытой территорией и круглосуточной охраной, для нас это фактор, снижающий риск. Но главное — использованные в строительстве материалы. При попадании искры у дерева больше шансов загореться, чем у кирпича или блока.
Как быстро можно застраховать дом?
— При наличии необходимых документов и фотографий за 1-2 дня. В некоторых случаях мы даже не выезжаем на место. Если осмотр необходим, например, чтобы согласовать стоимость имущества, к клиенту отправляется сотрудник нашей компании или представитель независимой экспертизы. Это занимает чуть больше времени.
Увеличивается ли, на ваш взгляд, число людей, считающих страхование недвижимости нормой?
— За этот год наш портфель страхуемых объектов — квартир и домов — увеличился в два раза. Думаю, в том числе за счет людей, которые раньше не страховали недвижимость. Жизнь заставляет задумываться. Например, вашу коллегу к нам привел печальный опыт соседей. Когда видишь, что риск потерять нажитое непосильным трудом не абстрактный и далекий, это здорово мотивирует.
Я считаю, что к страхованию имущества надо относиться, как к услугам, обеспечивающим жизнедеятельность. Ведь ни у кого не возникает сомнений в необходимости платить за электричество и воду.
Ваш дом, конечно, застрахован?
— Разумеется. Строение, имущество, дополнительное оборудование — все застраховано. Каждый год я продлеваю страховку, чтобы спать спокойно.