Меню

Мы уходим в блоги

Виртуальный клубок Открыть свой блог несложно — достаточно зарегистрироваться на одной из площадок-мультиблогов. Наиболее известен в России международный Livejournal.com (он же «Живой журнал», или

Интернет-общение все чаще заменяет нам встречи «вживую». Мы уже привыкли пользоваться электронной почтой и «аськой», задавать вопросы в форумах и искать информацию в «Яндексе». А за последнюю пару лет весь мир захватило движение блоггерства, или ведения личных интернет-журналов — блогов.

Виртуальный клубок

Открыть свой блог несложно — достаточно зарегистрироваться на одной из площадок-мультиблогов. Наиболее известен в России международный Livejournal.com (он же «Живой журнал», или «ЖЖ») — с него и началось всеобщее увлечение виртуальными журналами в нашей стране. Из собственно российских площадок наиболее посещаем Liveinternet.ru, а в Екатеринбурге такой сервис предлагают Портал делового общения DK.ru и система NPJ.ru.

Блог удачно сочетает в себе возможности высказаться и пообщаться с теми, кто откликнулся на ваше высказывание. В отличие от форумов или чатов блог — персональное СМИ одного человека. От его имени идет все «вещание» — писать новые сообщения (посты) может только владелец блога. Если кто-то желает пообщаться с автором, то пишет комментарии к его записям. В отличие от обычных «персональных страничек» основной секрет успеха мультиблогов как средства коммуникации — это возможность подписаться на сообщения интересующих вас пользователей (владельцев журналов). Реплики всех авторов, на которых вы подписались («зафрендили», включили в «список друзей»), показываются в хронологическом порядке в отдельной ленте каждого журнала («френдленте»). Благодаря такой подписке все журналы, размещенные на одной площадке, переплетены между собой в своеобразный клубок. О каждом новом послании в вашей ленте сразу же узнают все подписчики вашего блога — им просто приходят уведомления. Поэтому первые комментарии от читателей к новой записи в своем блоге вы можете обнаружить буквально через считанные минуты после ее публикации. И если это высказывание окажется действительно интересным, ваши читатели опубликуют ссылку на него в своих журналах, о чем сразу же узнают и их читатели. Дальше — цепная реакция.

Кстати, благодаря подобной цепной реакции российские СМИ узнали о недавней «тюльпановой революции» в Кыргызстане. И не просто узнали, а следили за развитием событий, о которых каждый час рассказывала в своем блоге журналистка из Бишкека (http://www.livejournal.com/users/morrire/).

Сегодня личные блоги заводят политики и журналисты, бизнесмены, актеры, врачи и многие другие. Темы, которые авторы обсуждают в своих блогах, самые разные — от повадок домашних питомцев до прогнозов геополитической ситуации. Постепенно у разных площадок возникает своя специализация. Например, Liveinternet.ru — это, скорее, сервис для подростков, стремящихся познакомиться или опубликовать фотографии любимой собаки. DK.ru — площадка для делового общения, обсуждения бизнес-вопросов и поиска партнеров. От направленности зависит и набор возможностей, которые площадки предлагают своим пользователям. Например, Livejournal позволяет делать настройки оформления блога с помощью шаблонных вариантов, удаленное создание записей, предоставляя и множество других «удобств». Liveinter­net предлагает владельцам блогов возможность присоединять к записям фотографии и файлы размером до 2 Мб. Основная идея DK — дать деловым людям Екатеринбурга возможность завязать бизнес-контакты, открыто высказать свою позицию по тем или иным вопросам. Блог здесь, кроме лент для сообщений и страницы с информацией о пользователе, включает папку для хранения документов и шаблон личного резюме. Все пользователи выступают под своими реальными именами.

Блог вместо сайта

Создавать блоги начали не только отдельные люди, но и целые компании. На Западе корпоративные блоги уже успели стать явлением столь же обычным, как и корпоративный сайт. В числе первых «выпустил» корпоративный журнал Кен Берескин, один из топ-менеджеров Apple, укрепляя ее имидж как открытой и прогрессивной компании. Вслед за ним начали регистрировать корпоративные блоги многие другие фирмы, затем движение приняло массовый характер. Это на самом деле хороший способ показать «человеческое лицо» своего предприятия, а не официальную маску, под которой чаще всего скрываются корпоративные сайты. Простой и доступный язык, объективный рассказ о достоинствах и недостатках компании и ее услугах, помощь клиентам и оперативное сообщение о возможных сбоях и неполадках в работе делают корпоративный блог действительно популярным ресурсом, например, для клиентов фирмы или потребителей выпускаемой продукции.

В России «пионерами» ведения корпоративного блога оказались СМИ. Собственные интернет-журналы создали московская газета «Большой город», несколько передач «Эха Москвы», молодежная газета «RЕ:Акция» и другие. Постепенно корпоративные блоги начинают осваивать и российские предприятия, оценившие удобство публикации информации, ее быстрое распространение, механизмы подписки и обратной связи с читателями. К тому же создание и поддержка блога не требуют от компании практически никаких затрат. :)

В одиночку или вместе?

Для желающих не «вещать» единолично в своих блогах, а на равных общаться с единомышленниками существует такая вещь, как сообщества. Это тот же самый блог (лента сообщений), но писать сообщения в него может не один человек, а сколько угодно. Сообщества, как правило, посвящены одной теме — автомобилям, кино, маркетингу, фондовому рынку и т.д. В «ЖЖ» программные механизмы, с помощью которых создаются сообщества, практически те же самые, что и для блога. Сообщество на
DK.ru — это отдельный сайт, встроенный в структуру портала и имеющий свою ленту тематических новостей, анонсы предстоящих мероприятий, подборку статей и собственный тематический форум. Добавлять новости, публиковать статьи и анонсы, писать сообщения в темы форума может любой зарегистрированный на портале пользователь. При этом каждую запись пользователя в блоге можно сразу же дополнительно опубликовать в несколько тематических сообществ.

Начинающему пользователю блогов интересно, кто же будет читать его журнал. Все-таки некоторые из своих записей не хочется выставлять на всеобщее обозрение, а поделиться ими лишь с избранными читателями. Поэтому аудиторию каждой из своих записей в блоге обычно можно регулировать — показывать ее всем, только подписчикам или сохранять для одного себя. На DK.ru существует такое понятие, как закрытые темы для общения — любой желающий пользователь может предложить предмет разговора, дать доступ к нему тем пользователям, которым сочтет нужным, и в таком ограниченном составе общаться, создавать и редактировать документы. Другие пользователи портала даже не узнают о существовании такой темы, пока она находится в закрытом для них режиме. Это очень удобный инструмент для распределенных рабочих групп, например, для совместной выработки решений и создания регламентов специалистами, которые физически находятся в различных офисах, но работают над одной задачей. Документы, появляющиеся в закрытой теме, все ее участники могут править и дописывать неограниченное число раз, и каждое изменение сохраняется отдельно.

Взрыв блоггерства в последние полтора года показал: блог — удачный инструмент для того, чтобы проявлять себя, находить единомышленников, создавать и поддерживать деловые и личные связи. Это доступный способ открыть себя миру.

Обратная связь:

rvs@apress.ru

Что такое блог?

Блог (сокращение от web-log) — это личный интернет-журнал, или своего рода персональный мини-сайт. В его основе лежит лента сообщений владельца блога — их он пишет, пользуясь простым веб-интерфейсом.

Главное в блоге — это автор, которому есть что сказать. Владельцы блогов обращаются к самым разным темам. Это может быть и «дневник простого человека» — где он сегодня был, что делал на работе, что съел за обедом и т.п. Или блог выступает как настоящий общественно-политический рупор — с его помощью автор транслирует свои идеи мирового переустройства.

Несмотря на то что по общему количеству интернет-пользователей Россия сильно отстает от передовых в этом отношении стран, за счет онлайн-дневников она уверенно держит четвертое место, постепенно догоняя ближайшего конкурента — Великобританию.

Наиболее известный сервис блогов — Livejournal.com. Он существует немногим более 5 лет, объединяет сегодня почти 7 млн персональных журналов со всего мира.

Динамика числа русскоязычных пользователей, открывших здесь свои журналы: 39 тыс. (февраль 2004 г.), 60 тыс. (октябрь 2004 г.), 155 тыс. (апрель 2005 г.).

Дневная аудитория популярных блогов — 500-2000 человек, что сравнимо с отраслевыми электронными СМИ.

Для чего нужны блоги?

Основных причин, по которым человек создает блог, не так много. Чаще всего это:

желание высказаться. Блог — ваше собственное пространство, где никто не будет вам указывать, на какие темы можно рассуждать и какую лексику при этом использовать. Если вам нравится писать, но в официальных изданиях ваши заметки выходят только через месяц, нещадно поправленные главным редактором, то в блоге публикация, прочтение и отклики от читателей происходят почти мгновенно;

поиск единомышленников. Представителям редких профессий и тем, у кого есть хобби, бывает непросто найти себе подобных. Как правило, в Интернете это получается лучше всего. Пишете в своем блоге о том, что вас интересует. И через некоторое время вам начнут приходить комментарии от тех, кого эта тема тоже волнует;

потребность в признании. Если у вас есть интересные мысли и вы умеете внятно их высказывать, то с помощью блога можно быстро стать известным. Либо укрепить свою репутацию или популярность, если они у вас уже есть. Так, писатель Сергей Лукьяненко (http://www.livejournal.com/users/doctor_livsy), который регулярно ведет собственный блог и публикует в Интернете свои новые работы, находится на первом месте в «ЖЖ» по количеству читателей.