«По большому счету, конкурентов у нас нет». Елена и Олег Топорковы 20 лет назад основали производство вешенки, и сегодня торговые сети встают за ней в очередь.
Агрофирма «Грибы Урала» работает на рынке больше 20 лет. Ее основали супруги Елена и Олег Топорковы в городе Каменск-Уральский. Из небольшого домашнего производства «Грибы Урала» превратились в основного поставщика субстрата вешенки для крупных агрохолдингов не только Урала, но и Сибири. История уральских производителей грибов — в материале DK.RU.
В начале 2000-х Елена Топоркова работала медсестрой в Каменске-Уральском, а ее супруг Олег — инженером на заводе. В семье было двое детей, на дворе кризис, зарплаты не хватало. Как-то летом супруг поехал в командировку на Украину, там и подсмотрели идею выращивать грибы:
У нас этого рынка не было, а на Украине грибами торговали как картошкой. Многие до сих пор выращивают грибы прямо на приусадебных участках или в гаражах, — рассказывает Олег Топорков.
Вернувшись в Каменск-Уральский, он решил попробовать вырастить свой первый грибной урожай. Килограмм мицелия стоил 100 руб., солому с поля забирал бесплатно. Сначала вешенки выращивали для себя, потом урожая стало больше. На то, чтоб вывести формулу успеха грибной фермы, ушло два года.
В 2003 г. Елена Топоркова уволилась с работы и открыла ИП, чтобы заниматься производством грибов. Через два года на рынок Каменска-Уральского вышла продукция под маркой «Грибы Урала». К 2009 г. объемы увеличились настолько, что в семейное дело пришлось подключаться Олегу Топоркову. Он ушел с завода, тоже открыл ИП и получил грант на организацию грибной фермы. Тогда же супруги продали дачу, машину, на вырученные средства купили 20 соток земли с подземным овощехранилищем 650 кв. м, два трактора и другую технику:
Когда мы покупали участок с хранилищем, там не было ни ворот, ни электричества, ни дороги. Только гнилой картошки по пояс. А рядом была свалка, куда местные свозили мусор. Всю инфраструктуру создавали сами, своими силами. Сейчас там есть и вентиляция и отопление — все условия для выращивания гриба, — делятся супруги.
Со временем производство разрослось, встал вопрос о найме сотрудников, потому что со сбором урожая сами уже не справлялись. Работа на ферме физически очень тяжелая, и оказалось, что деревенские жители заниматься ею не хотят. Сейчас из 10 человек, которые трудятся на ферме, только трое — местные:
Проблема с кадрами такая, что на нашей ферме работают люди из Екатеринбурга, — говорит Олег Топорков. — Мы предлагали работу жителям всех окрестных деревень, оплата у нас почасовая и сдельная, за день можно заработать до 2 тыс. руб. Но приходит женщина, мать четверых детей, работает до первой зарплаты, а потом — в загул. Поэтому мы со всей ответственностью заявляем, что городские люди сейчас более работящие, они держатся за работу.
Свободный рынок
Пик сезона для грибоводов — с ноября до середины июня. Самые большие объемы поставок приходятся на новогодний период, поскольку рестораны и кафе в больших объемах закупают грибы. После Нового года настает новый пик — время поста, когда спрос на продукцию увеличивается. Летом спрос на грибы падает примерно в пять раз:
Во всем мире лесной гриб уже мало кто употребляет в пищу, все переходят на культивированную продукцию. К тому же поколение, которое ходило в лес за грибами, потихоньку уходит, молодежь грибы собирать не очень любит, да и не умеет.
Сейчас «Грибы Урала» производят 1 т вешенок в месяц, в планах предприятия выйти на производство 1 т продукта в день. Такой рост возможен благодаря тому, что грибоводство в России еще находится в зачаточном состоянии, рынку есть куда расти. Сейчас в среднем потребление гриба в России в 15-20 раз меньше, чем в странах Европы:
Средний европеец в год потребляет 3-4 кг гриба, в азиатских странах на душу населения приходится 8 кг, — рассказывает Елена Топоркова. — А в России — всего 170 г в год. Так что рынок у нас неограничен.
«Грибы Урала» фактически снабжают грибами весь Урал и несколько северных регионов. Напрямую с фермы продукцию поставляют в ТС «Магнит» в Каменске-Уральском и в два магазина этой сети в Екатеринбурге, к сентябрю поставки начнутся в ТС «Лента». «Грибы Урала» продают вешенки в торговые сети по цене 200 руб. за кг. Кроме этого каждую неделю ферма поставляет продукцию на «Овощебазу 4», откуда вешенку развозят по магазинам области и в соседние регионы.
Упакованные грибы для торговых сетей и общепита в общем обороте агрофирмы составляют только 30%, остальные 70% — продажи субстрата: солома, засеянная мицелием. Один блок субстрата стоит 180 руб., при правильном выращивании из него можно получить 3 кг гриба. В месяц «Грибы Урала» продают до 100 т субстрата. Поэтому те грибы, которые появляются на полках магазинов Свердловской области, если не выращены напрямую на агрофирме «Грибы Урала», то наверняка произведены из их субстрата.
У нас покупают заготовки предприятия Сургута, Кургана, Тюмени, Перми, Ханты-Мансийска, местные агрофирмы. Крупные фирмы работают на объемах 50 т грибов в месяц, они как раз под своим брендом поставляют вешенки в крупные торговые сети. Но тут тоже есть проблема: когда покупаешь много субстрата, часто бывает так, что происходит синхронизация плодоношения. Все грибы вырастают разом, в итоге по несколько тонн приходится выбрасывать, потому что даже физически не успеть собрать весь урожай. В рынок все-таки нужно входить планово, потихоньку приучать покупателей.
В последнее время на ферме «Грибы Урала» пришли к тому, что нужно расширять ассортимент. Сейчас на агрофирме выращивают гриб шиитаке, королевский боровик и фолиоту. Это виды грибов менее технологичны в производстве, отчего доля их производства на предприятии невелика.
Все-таки наш профильный гриб вешенка, поэтому все оборудование занято им, а остальное — это эксперименты. Шампиньон нам производить неинтересно, потому что производство вешенки само по себе экологически безопасно, нужна только солома и мицелий. А при производстве шампиньона используется солома с навозом, отчего выделяется аммиак, а это требует особых условий для производственных помещений.
По большому счету конкурентов у нас нет, — признается Елена Топоркова и добавляет, что в регионе открывается много похожих производств, но работают они максимум три года:
Наш регион для выращивания гриба с точки зрения климата неблагоприятный, поэтому нужно учитывать массу нюансов, когда выращиваешь вешенку. Когда производители не понимают, как растет гриб, они выбрасывают деньги на ветер. Кажется, что солома и мицелий стоят дешево. Отсутствие грамотных специалистов приводит к тому, что гриб не растет или растет, да не тот. В итоге, когда приходит время считать, сколько заработали на производстве, многие производители уходят в минус и закрываются. Крупное производство без специалиста обречено на провал, а в наших учебных заведениях таких экспертов не готовят.
Еще одним просчетом новых предприятий, по словам владельцев «Грибов Урала», является работа с большим объемом. Перепроизводство приводит к тому, что новые фирмы готовы продать гриб по любой цене, в итоге бизнес становится нерентабельным:
Когда производишь очень много, возникает вопрос хранения. Производитель забивает грибом все холодильники. Но грибы выделяют много тепла, хранятся хуже бананов, поэтому холодильники перестают справляться, гриб портится, много приходится выкидывать.
Чтобы не было перепроизводства, на агрофирме «Грибы Урала» приняли решение, что всегда должен быть небольшой дефицит:
Нужно выращивать столько гриба, чтобы его всегда немного не хватало. Эта нехватка дает поле для роста и развития бизнеса. Сейчас мы можем производить 1-3 т гриба в месяц, и этого уральским предприятиям и ТС не хватает, постоянно просят увеличить поставки.
Безотходное производство
Хотя на ферме и стараются не выращивать слишком много гриба, перепроизводство все-таки иногда случается, тогда гриб маринуют, готовят полуфабрикаты: пельмени и блинчики с грибной начинкой. Полуфабрикаты также продают под брендом «Грибы Урала». Сейчас фирменный магазин есть в Каменске-Уральском, а в Екатеринбурге купить готовую продукцию можно пока что только на городской ярмарке, которая проходит на площади 1905 года.
«Магнит» уже давно просит у нас, чтобы мы отгрузили им маринованные грибы, с сентября месяца должны начать поставки, — рассказывает Олег Топорков. — Вообще с полуфабрикатами интересная история. У нас килограмм грибных пельменей стоит 200 руб., а я заходил в супермаркет в Екатеринбурге, там килограмм пельменей из грибов — 700, и даже 1,5 тыс. руб.
Сейчас «Грибы Урала» делают совсем немного полуфабрикатов — порядка 100 кг в месяц. Производители и рады бы увеличить мощности, тем более что спрос на продукцию есть, но все упирается в финансирование. За 20 лет существования в агрофирму никогда не вливали крупные инвестиции по 10-15 млн руб. Основатели всегда обходились своими силами и кредитами.
Наш бизнес развивается поэтапно. Крупных инвестиций в производство никогда не было. Сколько времени ведем бизнес, столько и ищем инвестора. А так мы всегда в кредитах, за счет этого и растем. Стараемся искать льготные кредиты, подаем заявки на субсидии. Например, в этом году в фонде поддержки предпринимателей взяли льготный кредит на 4 млн руб., купили «Газель» с термобудкой, чтобы возить грибы в сети.
На данный момент у компании «Грибы Урала» более 1000 кв. м производственных площадей, но непосредственно под выращивание задействовано только 200 кв. м. В перспективе собственники планируют построить дополнительные камеры для выращивания грибов общей площадью 3 тыс. кв. м, для этого уже взято в аренду 2,5 Га земли. Производственные мощности также должны вырасти: до 1 т грибов в день и до 400 т субстрата в месяц. Чтобы выйти на новые мощности, в ферму необходимо инвестировать порядка 20 млн руб.
Проверки
Хотя настрой у Елены и Олега Топорковых позитивный, их планы по развитию производства могут в любой момент рухнуть. Этот сезон для агрофирмы был очень сложным. За год прошло три проверки Роспотребнадзора.
В деревне есть человек, который постоянно на нас пишет жалобы: то трактор ему наш не нравится, то еще что-нибудь. Причем проверки ничего не находят. В планах нашего развития в этом сезоне было увеличить объемы производства, но сосед перекрыл въезды и выезды на площадку. На протяжении нескольких месяцев мы занимались тем, что доказывали, что не верблюды. В итоге сезон был неудачным из-за того, что мы не могли производить отгрузки, даже потеряли нескольких клиентов.
Еще одна проблема фермы, по словам основателей, в том, что предприятие рассматривают как крупное производство, а на деле это небольшой семейный бизнес.
Наше предприятие называется агрофирма «Грибы Урала». Но агрофирма — это не о масштабах бизнеса, это просто бренд, — делится Олег Топорков. — Бизнес состоит из двух ИП: одно на супругу зарегистрировано, одно на меня. У супруги, например, никто не устроен на работу, а у меня один человек. Обороты у нас небольшие, поскольку выращиваем мы не так много. А проверяющие органы рассматривают нас как большое промышленное предприятие, поскольку оно состоит из двух ИП и называется агрофирма.
Сейчас Роспотребнадзор требует, чтобы «Грибы Урала» строили очистные сооружения, вели классификацию отходов. Чтобы выполнить все требования проверяющих органов, семье придется заплатить 2,6 млн руб., но для небольшого бизнеса это серьезные деньги:
Площадь выростных помещений 200 кв. м, а требования и нормы к нам применяют как к производству с площадями 3-5 Га. Мы сейчас пытаемся найти помощь, защиту. Потому что если посмотреть на наши супермаркеты, то там продукты практически все ненатуральные, все — результат химического производства или химической обработки. Если такие небольшие предприятия типа нашего будут закрывать, что мы будем кушать? Натуральных продуктов совсем не останется. Но это о грустном. В остальном же у нас все хорошо.
Фото предоставлены компанией «Грибы Урала»