Во времена социалистического конвейера Свердловск выдавал на гора до 600 тыс. кв.м жилья и считался одним из быстрорастущих городов страны. В нынешней «проблемной» экономике не осталось места для г
Во времена социалистического конвейера Свердловск выдавал на гора до 600 тыс. кв.м жилья и считался одним из быстрорастущих городов страны. В нынешней «проблемной» экономике не осталось места для гигантомании, о стройках века давно все забыли: ежегодно Екатеринбург вводит в строй около 300 тыс. кв.м, и похоже, это уже предел его возможностей. Причины застоя уходят корнями в макроэкономику и хорошо известны: у местных бюджетов нет инвестиционных ресурсов, при острой нехватке оборотных средств строительные предприятия стоят на грани банкротства, государство отстранилось от проблем обеспечения граждан жильем, доходы населения падают... Тем не менее решение «жилищного вопроса» пока еще входит в задачи органов исполнительной власти, в том числе — на муниципальном уровне. О проблемах и перспективах развития жилищного сектора города рассказывает начальник отдела инвестирования и регулирования капстроительства Комитета по экономике администрации Екатеринбурга Елена ВЛАДИЛЕНОВА.
— Инвестиционная деятельность в Екатеринбурге продолжает сворачиваться, об этом свидетельствуют красноречивые факты: за последние пять лет общий объем капиталовложений в экономику города снизился в 2,6 раза. Поэтому мы уже не говорим о преимущественном бюджетном финансировании, основные источники вложений сегодня — это частные инвестиции, внебюджетные фонды и собственные средства предприятий. Доля бюджета всех уровней в общих инвестициях составляет порядка 35%. Эта финансовая схема характерна и для жилищного строительства.
В 1998 г. за счет всех источников финансирования силами различных подрядных организаций в Екатеринбурге было построено и сдано 285 тыс. кв.м жилья — это 74% к уровню предыдущего года. По линии администрации в прошлом году построено 40 тыс. кв.м, привлечено более 100 млн руб. через системы долевого участия, жилищно-строительных кооперативов и проведения муниципального жилищного займа. Кстати, несмотря на бедственное положение строительного комплекса и хронический дефицит бюджета, Екатеринбург продолжает занимать лидирующие позиции по вводу жилья — среди российских городов-миллионников. По итогам прошлого года, мы уступили только Новосибирску, в то же время в таких городах, как Пермь, Челябинск, Омск, Самара, вообще прекратили строительство бюджетного жилья...
— Какова в «строительных раскладах» города доля объектов незавершенного строительства? Ведь этот показатель характеризует реальное положение дел в отрасли.
— Действительно, «незавершенка» тянется из года в год, и сейчас число таких объектов по Екатеринбургу составляет 64% от годового ввода жилья. Банки перестали участвовать в инвестировании, предприятия-заказчики отказываются от таких объектов, покупателей на них тоже не найти. Наша администрация пыталась включить «незавершенку» в федеральную Программу «Государственные жилищные сертификаты», однако ее куратор — правительство области — согласилось принять городские объекты только на определенных, жестких условиях (строительная готовность зданий — не менее 80%, стоимость строительства — 2800 руб./кв.м). На сегодняшний день это практически нереально.
— Решение жилищного вопроса для екатеринбуржцев фактически стало «делом рук самих утопающих» — в бюджете нет денег. Но на какие-то крохи от былого всеобщего бесплатного «пирога» некоторые категории граждан еще могут рассчитывать. Какие из социальных жилищных программ держатся на плаву?
— Право на предоставление льготного жилья имеет ряд категорий граждан. Строительство жилья для офицеров, уволенных в запас, и чернобыльцев должно вестись в рамках федеральных программ — отвечает за это правительство области. Остается открытым вопрос об отселении жителей Сортировки, чьи дома пострадали от взрыва 1988 г.: на завершение этой программы необходимо не менее 40 млн руб. Москва вряд ли выделит средства под эти нужды, в областном правительстве нам также ответили, что отселение Сортировки не входит в областную строительную программу и деньги из облбюджета выделяться не будут.
Практически единственной социальной программой, финансируемой из бюджета города, осталась сегодня муниципальная программа ликвидации ветхого жилья. По крайней мере, долг города «трущобникам» (в Екатеринбурге 32 тыс. человек живут в ветхом фонде) удается частично отдавать. За прошлый год администрация построила и приобрела для этих целей 8 тыс. кв.м (150 квартир), были отселены 218 семей. Отсутствие средств заставляет муниципальные власти искать разные пути решения этой проблемы. Первоначально за основу была принята идея расселения «трущоб» путем приобретения жилья на вторичном рынке, но это оказалось очень дорого. Дальше мы стали действовать по схеме 30%-ной оплаты стоимости будущей квартиры самими жильцами (оставшуюся часть оплачивает бюджет в виде безвозмездных субсидий). По этой схеме строится дом ЖСК в Ботаническом микрорайоне (строительный № 6 по ул. Шварца) — 265 квартир там предусмотрены под социальные нужды. К сожалению, генподрядчик — Уральский ДСК — сорвал все сроки ввода, несмотря на то, что будущие жильцы профинансировали 30% стоимости дома живыми деньгами. К тому же и качество работ оставляет желать лучшего — кадровые строители на этом объекте почти не были задействованы, в основном ДСК поручил работы «наемникам». Скорее всего, мэрия не будет в дальнейшем делать ставку на Домостроительный комбинат и передаст муниципальные заказы УКС-строю — собственной подрядной организации муниципального предприятия УКС админстрации города.
Надо отметить, что прошедший год был для Екатеринбурга юбилейным и в число первоочередных целей были включены задачи по доотселению и сносу ветхих домов в центральной части города. Эти работы были проведены по ул. Чапаева, 8-а, Радищева, 43, Гагарина, 21, завершается отселение домов по ул. Гоголя, 9-а и других объектов.
— Наступивший 1999 год тоже во многом будет показательным, в том числе в свете предстоящих выборов губернатора. Значительные подвижки в решении жилищных проблем города могут стать и политическим козырем...
— Наши приоритеты не меняются в зависимости от локальных политических событий. Проблема ликвидации ветхого жилого фонда на протяжении многих лет держится Главой города и администрацией на особом контроле. Город продолжает принимать в муниципальную собственность ведомственный жилой фонд — вместе со всем комплексом инженерного обустройства: в этом году запланирован перевод более 1 млн кв.м жилья от ведомств.
Сейчас мы начинаем прорабатывать схему запуска в Екатеринбурге ипотечного кредитования при строительстве жилья с участием кредитных ресурсов банков: создана рабочая группа, которая готовит соответствующее Положение. Нами был изучен подобный опыт других городов: например, в Оренбурге работает ипотечная корпорация, в Новосибирске создан Фонд ипотечного кредитования. Конечно, ипотечные кредиты на приобретение жилья будут предоставляться не всем желающим — первоочередной задачей мы ставим для себя включение в эту систему бюджетников и льготников. На сегодня речь ведется о долгосрочном предоставлении кредита под строительство жилья под залог самих строящихся квартир. В случае успеха подобные инициативы могут коренным образом изменить ситуацию на строительном рынке города.
Отдел инвестирования и регулирования капстроительства Комитета по экономике администрации Екатеринбурга: 77-56-18.