«Даже если Россия будет поддерживать тех шайтанов, которые сегодня совершают преступления, я против позиции России». О чем говорят митинги в Москве и на Кавказе против притеснения мусульман в Мьянме.
3 сентября в Москве сотни мусульман
провели несанкционированный митинг у посольства
Мьянмы. Они выступили в поддержку мусульман рохинджа — этнической группы численностью около 1 млн человек, которая компактно проживает в штате Ракхайн на западе Мьянмы. Большинство населения страны исповедует буддизм, и требуют изгнать мусульман из страны: межнациональная резня произошла еще в 1942 г., тогда количество буддистов, убитых рохинджа, оценивалось в 50 тыс. человек. После обретения Мьянмой (Бирмой) независимости в 1948 г. военный режим не признал мусульман штата Рокхайн гражданами страны и пытался переселить их в Бангладеш, считая нелегальными мигрантами из этой страны.
ООН обвиняет власти Мьянмы в преследовании мусульман рохинджа: с октября 2016 г. по настоящее время погибло более 1000 человек, в том числе женщины и дети, примерно 90 тыс. человек
бежали в Бангладеш. Однако санкции ООН против правительства страны не принимались, поскольку против этого
выступали Россия и Китай. Мьянма входит в число крупных покупателей российского оружия, кроме того, «
Ростех»
построил в стране чугуноплавильный завод, а «
Росатом»
договаривается с местными властями о «сотрудничестве в мирном использовании атомной энергетики».
4 сентября митинг против преследования мусульман в Мьянме
прошел и в столице
Чечни Грозном. По данным чеченского МВД, число его участников
превысило 1 млн человек (все население Чечни — 1,4 млн человек). Глава республики
Рамзан Кадыров на нем осудил лидеров стран и мировые СМИ, обвиняя их в замалчивании ситуации. Накануне он заявил в своем Instagram (запись сохранена на
YouTube): «Если даже Россия будет поддерживать тех шайтанов, которые сегодня совершают преступления, я против позиции России, потому что у меня есть свое видение». Среди тех, кто поддержал мусульман рохинджа, были также жители Дагестана.
«Можно ли говорить о том, что трагические события в Юго-Восточной Азии разбудили российский Кавказ?» — задается вопросом эксперт Московского центра Карнеги Сергей Маркедонов. Регион на самом деле участвует в формировании российской внешней политики едва ли не с момента распада СССР, указывает он. В отношениях с республиками Северного Кавказа Москва сделала ставку на лояльность, а не на выстраивание грамотного соотношения светского и религиозного начала, что обернулось реисламизацией региона, отмечает автор.
На выходе мы получили новое поколение, в гораздо большей степени интегрированное в исламский мир, чем их отцы и деды, переживающее события в нем, как свои собственные, — пишет г-н Маркедонов.
Пробуждение российских мусульман — серьезный сигнал для страны: Москве пора начать уделять содержательное внимание внутриполитическим проблемам, а не спорам с США и Евросоюзом, резюмирует он.