Интерес россиян к автомобилям с пробегом в кризис вырос, и вместе с ним увеличилось количество мошеннических схем. Теперь рискуют клиенты даже автосалонов с солидными вывесками.
В результате в 2016 году на автомобили б/у пришлось свыше 80% от всех сделок на авторынке, и популярность сомнительных схем покупки и продажи машин растет, пишет РБК. По словам опрошенных экспертов, в Москве по рискованным схемам продается от 20% до 50% всех подержанных машин, а около половины посредников используют разные схемы обмана клиентов. Причем с юридической точки зрения все может быть законно: посредники действуют в рамках договора, подписанного клиентом, но если он считает себя пострадавшим, восстановить справедливость в суде почти невозможно.
«Сейчас большинство автомобильных афер происходят в автосалонах. И если человек зашел в офис к мошенникам, с деньгами он от них не выйдет, каким бы юридически грамотным он ни был», — говорит руководитель Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.
Недобросовестные посредники продают неисправные автомобили, причем, так как по закону продавец несет ответственность за товар, салоны выступают как агенты. Споры в таком случае разрешаются в соответствии с Гражданским кодексом, согласно которому каждая сторона должна в суде доказать обстоятельства, на которые ссылается.
Претензии предъявляют главным образом к небольшим фирмам, которые работают с вторичными автомобилями. В салонах, о которых можно найти в интернете множество жалоб обманутых потребителей, часто называют такие сообщения происками конкурентов и недоброжелателей. Зачастую они звонят автовладельцам, продающим машину, говорят, что у них есть покупатель, и просят заплатить 35-40 тыс. руб. комиссионного вознаграждения. Затем покупатель может пропасть, ему могут отказать в кредите, а автовладельцу или предлагают заплатить 20 тыс. руб. агентских, или оставить машину в салоне на продажу.
Часто встречается другая ситуация: цена в момент подписания договора, особенно после внесения залога, оказывается гораздо выше изначальной или включает множество дополнительных услуг за отдельную плату. Порой в счет включают даже оплату оформления сделки. Причем все услуги обычно внесены в договор, поэтому с формальной точки зрения претензии к салону предъявить не получится.
Чтобы не стать жертвой сомнительной схемы, эксперты рекомендуют тщательно читать условия подписываемых документов, требовать у продавцов оригиналы документов и проверять автомобили с пробегом по базе ГИБДД. Не стоит также вносить предоплату перед покупкой. Часто, когда покупатель приезжает за машиной, он сквозь пальцы смотрит на многие вещи, а когда люди приезжают издалека, им приходится соглашаться на условия продавца, чтобы не ехать домой с пустыми руками, говорит Алексей Пономарев, гендиректор компании «Кар-инвест», специализирующейся на продаже автомобилей с пробегом.