Даже серьезный кризис не может обанкротить эффективную компанию с востребованной продукцией. Но он не оставляет шансов малоэффективным предприятиям, и для экономики это даже полезно.
У российского частного бизнеса, который в последние пару лет столкнулся с серьезными проблемами, есть два выхода, утверждает управляющий партнер LETA Capital Александр Чачава.
Первое решение простое и относительно недорогое — закрыть компанию. Оно подходит потому, что нынешний кризис не похож на тот, что был в 2008-м, когда проблемы были краткосрочными, их можно было переждать, а расходы - урезать. Второй вариант — нарастить инвестиции, увеличив свою долю на рынке за счет менее эффективных конкурентов.
«Один мой приятель, владелец крупного дистрибутора сухого молока, растет в условиях общего спада, потому что мелкие и менее расторопные игроки уходят из бизнеса. Похожая ситуация у другого моего товарища, владельца большой компании на рынке автозапчастей. Мелкие конкуренты уходят — он остается. На родном для меня рынке антивирусов точно такой же тренд. Доли лидеров, ESET и «Лаборатории Касперского», растут как раз за счет более слабых производителей. В кризис прекрасно себя чувствуют эффективные компании, работающие в массовых сегментах, — спросите у основателя «Магнита» Сергея Галицкого», - поясняет Александр Чачава.
Он приводит в пример собственную компанию LETA Group: самые большие затраты в ней приходятся на персонал. Рублевые зарплаты сегодня не растут, но есть отечественные и иностранные компании, которые получают доход в валюте. Их руководители переманивают высококвалифицированных специалистов, предлагая им большие заработки.
«Если вы нацелены на развитие, сэкономить тут не получится — в долгосрочной перспективе выгоднее платить как минимум рыночные зарплаты своим сотрудникам, чем потом бегать по рынку труда, восполняя потери. Я вообще не понимаю, как в кризис можно сэкономить на персонале — в компании изначально должны были работать только нужные сотрудники. Если кого-то можно уволить и компания от этого не пострадает, значит, этого человека нужно было увольнять давно. «Лишние» люди ещё могут быть в корпорациях, но в бизнесах до 500 человек этого вполне можно избежать благодаря качественному менеджменту», - говорит Чачава.
Одна из статей расходов, которую можно сократить, — аренда офиса. Столичные офисные помещения дешевеют рекордными темпами даже в рублях, и «только несчастные валютные арендаторы с долгосрочными контрактами вынуждены судиться или менять акции на метры», говорит Чачава. По его мнению, им «можно посочувствовать так же, как мы сочувствуем валютным ипотечникам».
Еще одна проблема — «офисные излишки», предлагаемые сотрудникам бонусы: фрукты, пицца, спортивный зал, игровая комната и т. д. При этом руководители компании не имеют личных секретарей и водителей, летают эконом-классом. В итоге эти «излишки», говорит Чачава, выливаются в сумму, «вполне адекватную той лояльности сотрудников, которую с их помощью удается завоевать». По его словам, в кризис польза от вложений в такие бонусы особенно очевидна.
«На налогах законно вообще никак не сэкономишь. Нельзя взять налоговые каникулы по причине кризиса. Более того, Госдума так и норовит увеличить нагрузку на бизнес — то НДС на софт решат ввести, то отменить льготу по ЕСН для IT-компаний. Подводя итог, скажу, что, по моему глубокому убеждению, бизнес задумывается о необходимости радикально сокращать издержки и экономить, если с ним в принципе что-то не то. Кризис тут, скорее всего, ни при чём. Может, правильнее закрыть такой бизнес — и создать что-то более конкурентоспособное и эффективное? Возможностей для новых проектов именно в кризис появляется особенно много», - уверен бизнесмен.