Меню

На чем «Премьер-зал» сделал кассу

эксперты Александр Прохоров директор сети «Премьер-зал» Евгений Рогозин владелец сети «Премьер-зал» На российском рынке работают десять крупных сетей многозальных кинотеатров. Все они либо уже прок

Сеть кинотеатров (к/т) «Премьер-зал» сумела найти на рынке кинопроката Екатеринбурга уникальные ниши, которые позволяют ей выдерживать наступление федеральных сетей, — монозальные площадки в спальных районах, управление репертуаром областных к/т. Когда число мультиплексов в городе перейдет критическую черту, «Премьер-зал» не откажется от своих монозальников, а переформатирует их в киноклубы.

эксперты
Александр Прохоров
директор сети «Премьер-зал»
Евгений Рогозин
владелец сети «Премьер-зал»

Почему малозальные кинотеатры выдерживают конкуренцию с мультиплексами
Как заработать на управлении репертуаром
Что такое клубный кинотеатр

На российском рынке работают десять крупных сетей многозальных кинотеатров. Все они либо уже прокладывают путь в города с населением от 500 тыс. человек, либо еще вынашивают подобные планы. Спрос быстро насыщается: по данным исследователей, темпы роста зрительской аудитории кинотеатров (около 20% в год) отстают от темпов роста кинозалов (30-40% в год). На рынок уже приходят такие иностранные гиганты, как Warner Bros., International Cinemas, обороты киносетей увеличиваются со скоростью 30% в год, крупнейшие игроки собираются выходить на IPO.

Игроки рынка кинопоказа твердят, что зарабатывать теперь может только многозальник (четыре-девять залов), размещенный на площадях торгово-развлекательного центра: выгодное расположение в «эпицентре» трафика покупателей привлекает зрителей в соответствии с формулой «шопинг плюс кино». По оценке «Невафильм Research», количество экранов, открытых в торговых центрах, достигает 71,2% от общего числа кинозалов.

На этом фоне перспективы монозальных кинотеатров выглядят печально: они не могут обеспечить необходимого притока посетителей, широкого выбора кинопродукции, да и среднее время ожидания сеанса там далеко от оптимальных 20-30 минут. Вот уже несколько лет провинциальные кинотеатры (из одного-двух залов), находящиеся на иждивении муниципалитетов, постепенно вымирают: многим из них даже не на что приобрести копию нового фильма. Чаще всего их перепрофилируют под торговые площади.

Екатеринбург занимает второе место в РФ по числу к/т на душу населения. В последние годы на рынок активно заходят сети — «Киноплекс» («ИнвестКиноПроект»), «Титаник Синема» («Екатеринбург Арт»), DVI, «КиноМакс». По прогнозам, в 2008 г. в городе будет 46 залов, а соотношение зрителей и экранов достигнет 32 тыс. человек на зал (при норме 50 тыс. человек на зал). Однако монозальные кинотеатры не только живы, но и занимают первое место по количеству кресел (см. «Статистику» на с. 48). Большинством из них управляет сеть «Премьер-зал» и, вопреки общероссийским тенденциям, перепрофилировать объекты под торговые площади не собирается. Руководство сети уверено, что на сегодняшней стадии развития рынка малоформатные к/т вполне конкурент­ны, а по мере насыщения спроса смогут занять свою отдельную нишу.

Нишу надо проDOLBYть

Когда в 1997 г. компания «Премьер-зал» вышла на рынок, в городе дышали на ладан несколько совковых экранов, напоминавших натянутые простыни, — смотреть кино было негде. Евгений Рогозин, владелец компании «Премьер-зал», стал первооткрывателем рынка, начав бизнес по созданию современных кинотеатров. Современных — значит оснащенных полным пакетом кино- и звукотехники, мебели и сервиса, без которых теперь уже сложно представить любой кинотеатр.

Евгений Рогозин решил не строить кинотеатры с нуля (это непосильно дорого), а взять устаревшие залы в долгосрочную аренду. В начале 1998 г. первый комплект оборудования Dolby Digital привезли в Екатеринбург. В качестве экспериментальной площадки, вспоминает г-н Рогозин, логичным показалось выбрать Дом кино. Он был изначально приспособлен под кинопоказ, находился в центре, имел статус элитарного и удачный с точки зрения геометрии и комфорта кинозал: за счет большого угла наклона пола смотреть фильм было удобно с любого места.

В Доме кино установили и настроили Dolby, смонтировали американские кресла, звукопоглощающие панели на 300 кв. м, звукопоглощающее ковровое покрытие в проходах. Александр Прохоров, директор сети «Премьер-зал», рассказывает, что проект сразу же привлек изголодавшуюся по большому экрану продвинутую публику. В основном она состояла из обеспеченных потребителей-новаторов: билет по меркам конца 90-х гг. обходился дорого — 150 руб. (килограмм колбасы стоил в то время около 45 руб.).

Опыт с Домом кино оказался успешным — заполняемость зала достигала 70%. По словам г-на Прохорова, предметом очередных переговоров с административными структурами стали старые муниципальные кинотеатры — «Заря», «Искра», «Знамя», «Салют», «Октябрь». «Салют» предпринимателям не отдали. Евгений Рогозин, не уточняя причин, говорит, что городская администрация решила оставить этот удачно расположенный центральный кинотеатр в своей собственности. К тому времени первый конкурент «Премьер-зала» — компания «КиноМакс» — уже перехватил «Октябрь». «А «Совкино» я всегда рассматривал как придаток Театра музкомедии, который неизбежно когда-нибудь станет частью этого театра. Так недавно и произошло», — добавляет г-н Рогозин. Других подходящих мест в центре города не нашлось. В итоге взялись за площадку, расположенную в Доме техники на ул. Бардина. Так «Премьер-зал» случайно вышел на оказавшуюся перспективной нишу — кинопоказ в спальных районах.

Дом техники стал кинотеатром «Премьер-зал Юго-Западный» («ЮЗ»). Под кинозал переоборудовали лекционную аудиторию, похожую по архитектуре на зал Дома кино: поставили такие же кресла, экран, звук. Стартанул к/т в 2002 г. парадом блокбастеров, правда, непремьерных. Как объясняет Александр Прохоров, показать новинки не получилось: кинодистрибьюторы наотрез отказались печатать дополнительную фильмокопию для никому не известного к/т, да еще и в спальном районе. Г-н Прохоров: «Мы ошиблись, начав со старых, хоть и известных фильмов: зрители отнеслись к ним равнодушно. Перелом совершила премьера картины «Перл-Харбор», которую нам все-таки удалось заполучить. Впервые пришел практически полный зал. Кинотеатр стал набирать известность, дистрибьюторы признали его как премьерную площадку».

Когда в кинозал превратилась еще одна лекционная аудитория Дома техники, для поддержания статуса ее решили эффектно прорекламировать: открывали экран приглашенные Иван Ургант, Аркадий Инин и «Красная Бурда». Отремонтировали фойе, создали «киноинтерьер» для привлечения зрителей. На этот раз новый зал стартовал уже с премьеры — фильмом «Люди в черном-2». С тех пор, по словам Александра Прохорова, показатели «ЮЗ» поползли вверх. Третий зал на 53 места запустили уже в будничном режиме — к/т теперь не нуждался в громких событиях.

Когда посещаемость «ЮЗ» начала расти, стало очевидно, что инфраструктура площадки требует доработки. Просто необходимы были точки общепита — посетители изъявляли желание поесть. «В Доме техники было кафе, и мы сразу отказались от общепита, так как не хотели ввязываться в то, что не умели делать. Но быстро поняли, что кинотеатр без общепита несостоятелен. Поэтому в «ЮЗ» по­явились «Синема бар», кафе «Остин Пауэрс», в фойе стали продавать попкорн. Мы сами выступали оператором своего фуд-корта», — рассказывает г-н Прохоров.

Направлением общепита Евгений Рогозин руководит лично. Концепцию он определяет как симбиоз двух компонентов: быстрой еды, которую зритель может взять с собой в зал, и более основательного кафе-бара, где можно и выпить чашку кофе, и заказать горячее блюдо. Фуд-корт дал существенный прирост: около 50% всей выручки к/т приходится на общепит (с учетом того, что половину денег от продажи билетов забирает дистрибьютор).

Реаниматоры киноресурсов

Александр Прохоров признает, что открывать кинотеатр в спальном районе было рискованно. Поэтому билет в «ЮЗ» сделали намного дешевле, чем в Доме кино (разница могла достигать 50 руб.). Поход в кино становился обыденной вещью, объясняет причину успеха проекта г-н Прохоров: те, кто живет не в центре, предпочитали к/т шаговой доступности.

С 2002 г. компания «Премьер-зал» стала выстраивать сеть монозальных кинотеатров, ориентированных на районную аудиторию в Екатеринбурге и в больших областных городах. Пространство для развития было велико: крупные сетевики только готовились прийти в город, объемы российского рынка кинодистрибуции и зрительский интерес увеличивались, дефицит площадок оказался велик. В результате под брендом «Премьер-зал» выстроилась такая структура сети: Дом кино — имиджевый центр, с самыми дорогими билетами, частично элитарным репертуаром, и шесть районных кинотеатров, унифицированных по репертуару. На «ЮЗ» компания обкатала формат будущей сети, показывающей коммерческое семейное кино, ориентированное на демократичную аудиторию, в зоне шаговой доступности. Все площадки компания берет в долгосрочную аренду, минимум на 15 лет. По оценке Евгения Рогозина, реконструкция одного кинотеатра в среднем обходится ему в 10 млн руб. Структура кинотеатров примерно одинакова: премьерные кинозалы, которые притягивают потребителей, несколько зон фуд-корта, зона развлечений.

В 2003 г. компании достался к/т «Знамя». Старый зал был даже отключен от электричества. В реконструкцию пришлось вложить больше, чем в «ЮЗ»: уменьшить некомфортные залы, за счет этого выделить помещения под кафе (там, где сейчас барная стойка, раньше были первые ряды). Оборудовали двухэтажное кафе, затем открыли третий зал. По мнению Александра Прохорова, несмотря на удаленность от центральных улиц, площадка перспективна: в районе проживают около 260 тыс. человек, так что 280 кресел «Знамени» — это еще мало. Он признает, что первое время кинотеатр зарабатывал немного: «Плохо работали с директорами, их сменилось несколько. У района оказалась специфика — пьяные тинейджеры, которые отталкивали семейную публику. Решив эту проблему при помощи системы фейсконтроля, мы увеличили аудиторию». За 2006 г. выручка площадки выросла на 50%.

Четвертый проект постигла неудача. «Мы совершили принципиальную ошибку, решив показывать кино в Доме культуры слепых, — шутит г-н Прохоров, — соблазнились огромным трафиком рынка «Таганский ряд». Кинотеатр на Семи Ключах запустили в феврале 2004 г. Компания установила звуковую систему, подобная которой работает в Карнеги-холле. Но фишка не сработала. «Мы уделяли площадке мало внимания — все силы уходили на уже работающие проекты. Сыграла роль неподходящая инфраструктура здания — множество магазинов, лавок и других точек, не связанных с кинопоказом», — признает Александр Прохоров. Кинозал проработал всего год и был закрыт.

Зато у «Премьер-зала» появилась возможность расширить географию сети: компания стала получать предложения от отделов культуры областных городов взять в управление кинотеатры. В 2005-2006 гг. сеть под своим брендом запустила два объекта — в Каменске-Уральском и Лесном. «Нам предложили кинотеатры, не приносившие прибыли бюджету, — говорит г-н Прохоров. — Открываться в области, где потребительская активность невысока, для нас рискованно. Поэтому города запросили символическую арендную плату. Но и рентабельность этих проектов пока всего несколько процентов».

В Каменске-Уральском, городе на 200 тыс. населения, удалось получить фактически единственную «живую» 400-мест­ную площадку. Пока средняя заполняемость областных залов держится на уровне 15% (нормальный для кинотеатра уровень — 30%). Вывести их на более высокие показатели компания намерена к концу 2007 г.

Евгений Рогозин отмечает, что решил зайти в небольшие города как на территорию, где долго не будет конкуренции: «Область пока не готова к строительству крупных ТРЦ, и ниша кинопоказа свободна. Старые кинотеатры никто не берет, а мультиплексов там не будет очень долго, в тех пунктах, где население около 50 тыс., — вообще никогда».

Последние из проектов «Премьер-зала» в Екатеринбурге, — «Искра» и «Заря», которые удалось наконец выбить у города в 2006 г. На них претендовал не только «Премьер-зал» — предприниматели предлагали сделать там DVD-кинотеатр, бильярд, боулинг. В каждом из к/т будет по два зала. Главный плюс этих площадок — расположение на оживленных проспектах Ленина и Космонавтов.

Александр Прохоров говорит, что работа в нише монозальных киноплощадок все еще рентабельна: «Я не вижу падения посещаемости наших кинотеатров. В первые дни премьер, на пиках зрительской активности, скорее, возникает большой дефицит посадочных мест на всех площадках города». Г-н Рогозин соглашается, что у монозальных кинотеатров и сейчас есть преимущества перед большими братьями — они обладают камерностью, которая невозможна в мультиплексе. К тому же многозальные к/т не скоро появятся в каждом районе. В течение двух лет «Премьер-зал» планирует открыть еще несколько кинотеатров в областных городах.

Кино для самых маленьких

Прогнозируя рост конкуренции на рынке через несколько лет, «Премьер-зал» решил диверсифицировать бизнес — заняться консалтингом в сфере b2b. Сегодня компания уже предоставляет услуги по управлению репертуарной политикой для 23 региональных муниципальных и част­ных к/т. По уровню рентабельности это направление не уступает кинопоказу.

Бесконечно расширять сеть кинотеатров не имеет смысла, говорит Евгений Рогозин, — собственным кинотеатром трудно управлять на большом расстоянии, сохраняя стандарты сервиса. Поэтому выгоднее брать под управление только репертуар, не вкладываясь в реконструкцию и оснащение. «Премьер-зал» помогает клиентам организовать современный кинотеатр: дает в рассрочку недорогую аппаратуру, не исключая, впрочем, возможности выкупа доли в дальнейшем.

Александр Прохоров рассказывает, что консалтинговое направление появилось после того, как в 2001 г. «Премьер-зал» приобрел у дистрибьютора фильмокопию «Сибирского цирюльника» и, чтобы оправдать расходы, сдал ее в аренду кинотеатру в другом городе. Это принесло заметные дивиденды. Однако вторая попытка заработать по той же схеме не удалась, вспоминает г-н Прохоров: «У нашего дистрибьютора в наборе было несколько фильмов, часть из них — откровенно некоммерческие. Они стали предлагать взять их для областных городов, и мы взяли. Но оказалось, что область еще более требовательна к репертуару, там могли выстрелить только самые кассовые картины, поскольку кинотеатры в принципе не пользовались популярностью. Поэтому мы начали брать фильмы из первых строчек прокатных рейтингов».

По-настоящему новое направление развернулось, когда получилось взять у дистрибьюторов в аренду три копии «Звезд­ных войн». Их предложили кинотеатрам в других городах. В итоге эти к/т, до сих пор работавшие только с устаревшим репертуаром, сделали на фильме полугодовую выручку. По той же схеме заработали на «Мулен Руж», «Планете обезьян». Потом стали брать фильмокопии каждой новой премьеры и все сдавали в прокат клиентам. В течение пары лет компания расширяла географию новой услуги по всему УрФО. Под управлением «Премьер-зала» оказался в том числе и репертуар реконструированного ККТ «Космос».

За расширением последовало качественное развитие услуги. По словам Александра Прохорова, до маленьких городов актуальная киноинформация доходит долго и в урезанном виде. Мелким кинотеатрам невыгодно содержать людей, которые занимались бы репертуарным планированием, да и нет опыта, чтобы предсказать коммерческий успех картины. Поэтому «Премьер-зал» решил сделать услугу пакетной. «Мы стали этаким региональным представительством киноиндустрии. Этот посреднический бизнес стабилен, потому что пока иным путем мелкие региональные кинотеатры премьерные фильмокопии не получают», — поясняет г-н Прохоров.

В итоге услуга разбилась на нескольких компонентов. Заказчик получает фильмокопии и репертуарный план на два-три месяца, составленный аналитической службой отдела кинопроката компании, полный набор рекламных материалов к картинам, консультации по рекламе фильмов.

Пакет включает ежеквартальные семинары для заказчиков. «Премьер-зал» запустил специальный служебный сайт, где выложен каталог, рекламные концепции, данные о наличии фильмов и рекламных материалов на складе. Разработано программное обеспечение, чтобы малое число сотрудников могло управлять всем пулом клиентов. В дальнейшем компания намеревается даже продавать эту программу на рынке, главным образом — сетевым структурам. Специально под новое направление был создан отдел кинопроката. Он включает склад, статистическую службу, штат водителей-экспедиторов, которые круглосуточно обеспечивают доставку.

«Премьер-зал» зарабатывает на разнице прокатной платы — примерно 7%. «Мы, создав такую большую сеть, можем лоббировать интересы и свои, и каждого заказчика, получать выгодные условия проката, а клиент — практически прямой доступ к репертуару», — рассказывает директор сети. Как уверяет Александр Прохоров, некоторые клиенты, передав репертуар на управление, наращивают свою выручку в три раза.

Монозальные кинотеатры выживут, если станут клубными

В «Премьер-зале» признают, что время, когда можно снимать сливки с неохваченного рынка кинопроката Екатеринбурга и области, пройдет, но отказываться от малоформатных к/т не собираются. По оценке топ-менеджеров компании, сетевые мини-, кино- и мультиплексы, приходящие в город, сместят монозальные кинотеатры на второй план в 2008-2009 гг., однако небольшие площадки найдут своего зрителя. «Премьер-зал» планирует с открытием мультиплексов в каждом районе города переориентировать монозальники под клубный формат. Таким образом сеть рассчитывает занять новую, не тронутую конкурентами нишу. Под клубным к/т в компании понимают камерную площадку с небольшими залами, подготовленную для проведения концертов, показов мод, вечеринок, встреч с киноактерами.

«Можно сказать, что «ЮЗ» был изначально сделан с налетом клубности, — считает Александр Прохоров. — Мы обустроили концептуальный интерьер, с самого начала раскручивали его через перформансы, приуроченные к премьерам. Например, перед показом «8 мили» (о судьбе рэпера Эминема) устроили конкурс рэп-частушек, в жюри была группа «Каста», написавшая саундтрек к «Антикиллеру». Гоша Куценко с премьерой «Антикиллера» приезжал».

Аудитория мультиплексов — в основном молодежь. Камерностью и перформансами в компании рассчитывают привлечь взрослую публику, пока в основном пренебрегающую кинотеатрами. Клубные к/т будут нацелены на постоянных зрителей старше 30 лет, проживающих в близлежащих районах. По оценке г-на Прохорова, кинотеатры придется реконструировать, чтобы они стали более индивидуальными, комфортными для взрослой аудитории: возможно, уменьшить залы до 100 кресел, сделать более дорогой интерьер, повысить стандарты сервиса, квалификацию персонала. Евгений Рогозин добавляет, что прямо в залах будут стоять столики, обслуживаемые официантами.

Средний чек в клубных к/т должен быть выше, чем в мультиплексах. Там появятся дополнительные элементы инфраструктуры, будет больше возможностей потратить деньги. Например, во всех кинотеатрах будут детские, книжные и аудиовидеомагазины, игровые автоматы, фуд-корты с расширенным ассортиментом.

Однако репертуара клубность не коснется — в сети продолжат показывать то же массовое кино, что и в мультиплексах, просто с большим комфортом, поясняет г-н Прохоров: «Сначала мы думали показывать в клубных кинотеатрах «околоартхаусное» кино. Но отказались от этой идеи. К сожалению, чтобы продвинуть некоммерческие фильмы, требуется слишком много усилий: Педро Альмодовара люди пока предпочитают смотреть дома. Показывать артхаус могут себе позволить только центральные кинотеатры (Дом кино, «Салют», «Колизей»), да и то в небольшом объеме». В дневное время клубные к/т будут работать в обычном семейном формате, а в клубы превращаться по вечерам.

Евгений Рогозин признает, что «против лома мультиплексов нет приема»: чтобы наращивать обороты, «Премьер-залу» неизбежно придется заняться и многозальными к/т, к тому же хороших площадок под создание монозальников в городе больше не осталось. Коммерческим будущим компании г-н Рогозин считает кинотеатры минимум по четыре зала. Зайти в эту нишу «Премьер-зал» подумывал еще в начале 2000-х гг. — тогда была возможность построить шестизальный кинотеатр. Не было средств. Финансовых ресурсов на строительство собственного мультиплекса «Премьер-залу» не хватает и сейчас — для открытия к/т на восемь-десять залов требуется не меньше $2 млн. Сегодня, по словам Александра Прохорова, сети «Премьер-зал» постоянно поступают предложения арендовать площади, предназначенные для кинопоказа, в региональных ТРЦ Челябинской и Курганской областей. Пока подходящей площадки не найдено. Сейчас компания ведет переговоры с инвесторами одного из крупных ТРЦ в Екатеринбурге.

Однако и здесь «Премьер-зал» не хочет идти по проторенному пути. Топ-менеджеры сети ожидают появления на рынке специализированных развлекательных центров. «Модель кинотеатра в ТРЦ уже устаревает. Нужно строить специальные РЦ и в них располагать кинотеатр вместе с боулингом, рестораном, катком и пр. Торговая часть только мешает», — полагает Евгений Рогозин. Делом ближайшего будущего для своей компании г-н Рогозин считает и цифровой кинопоказ, который даст возможность показывать не только фильмы, но и концерты, спортивные трансляции.

 

статистика
«Премьер-зал» — в пятерке лидеров по России
Рейтинг операторов киносетей России в регионах (за пределами Московского региона и Санкт-Петербурга, данные на 31 декабря 2006 г.) по количеству кинотеатров/залов

Оператор сети Количество
кинотеатров
Количество залов Доля регионального рынка Местонахождение центрального офиса
1 «КиноМакс» 14 44 5,1% Москва
2 «Каро Фильм» 7 36 4,2% Москва
3 «Арт Сайнс Синема» 8 25 2,9% Новосибирск
4 «Синема Парк» 3 25 2,9% Москва
5 «Премьер-зал»* 15 21 2,4% Екатеринбург


* Учтены кинотеатры, находящиеся под управлением сети.
Источник: «Невафильм Research».